Новогодние скрепы

Бал Сатаны, тюфяк Лукашин и компьютерная симуляция Путина

Весь год образованная часть российского общества убеждает себя и друг друга, что не смотрит телевизор, и тем не менее в канун и после Нового года соцсети переполняют обсуждения важнейших составных частей постсоветского праздничного ритуала, из которых по меньшей мере три имеют к телевизору самое непосредственное отношение: фильм "Ирония судьбы, или С легким паром", телеобращение Путина и новогодний "Огонек".

Неизменен не только набор передач, но и состав участников. А вот репертуар иногда бывает и неожиданным.

Ролик "Бал сатаны - новогодний концерт на телеканале Россия" появился еще в 2013 году, но и в этот раз собрал множество перепостов и комментариев.

Артемий Троицкий

Прислал мне клип Евгений Чичваркин из Англии, и я даже не знаю — это нынешний «Голубой огонек» или, скажем, прошлогодний. Главное — всей семьёй смеялись от души и совсем не так натужно, как фигуранты видеозаписи. И я вот что подумал: во-первых, до чего органично смотрелись бы в этой попсовой кунсткамере Путин, Медведев, Сечин, Жириновский, Киселёв, Соловьёв и им подобная гопот-элита! Тот же грим, ботокс, приклеенные улыбочки и стеклянные глазёнки. И фальшь в каждой чёрточке. И во-вторых: над всей этой смрадотой надо не привычно горевать, а смеяться, смеяться и смеяться. (Если получится, конечно). Имеется известный афоризм, который приписывают то Марку Твену, то даже Аристотелю: «Мир выжил, потому что смеялся». Предлагаю ремикс: путинский мир не выживет, если над ним смеяться. А если вдруг и выживет, то удовольствие мы в любом случае получим. Ждём православный шансон, попсовых нейромонахов, группу «Олигарх»(есть такая!) и хор тимати (в два слова с маленькой буквы) на Рождество!

Не менее привычными и ритуальными стали за последние годы споры в соцсетях по поводу "Иронии судьбы".


Валерій Агєєв

У нас с друзьями есть традиция: каждый год в конце декабря мы пишем о фильме "Ирония судьбы или с легким паром".

Спорят в основном о том, можно ли считать персонажей фильма нормальными людьми (и чаще всего приходят к выводу, что никак нельзя). Консенсус на сегодняшний день таков: Женя Лукашин - тюфяк, инфантил и нарцисс, Галя и Надя - безвольные жертвы, Ипполит истеричен.

Михаил Лабковский

С 16 до 40 лет «Иронию судьбы» смотришь как комедию (пусть с элементами мелодрамы) и ржешь. Но после 28-го просмотра понимаешь, что юмор там грустный. А герои, если взглянуть на них трезво, неприкаянные люди.

Надя, например, не выбирает мужчин сама. Посопротивлялась некоторое время, да и прильнула к случайному в ее жизни Лукашину. А Ипполит собирается жениться на женщине, которая его не любит. Разве это нормально? Ну, и инфантильный Лукашин, которого вполне устраивает жизнь с мамой, а сильные эмоции он испытывает только во время редких, но фееричных уходов «в отрыв». Отношения между всеми ними, конечно, сложились бы не так, как придумал Рязанов, стремившийся сделать добрую праздничную картину. Рождественскую сказку.

И ему это удалось, конечно.... Но я, возможно, в силу профессиональной деформации, вижу, что это фильм о том, как никто никого не любит и никто никому не нужен. В жизни такое кончается плохо. Ну, или не плохо, а просто так, «как в жизни».

Varya Sidorova

Внезапно подумала, что Ирония... прямая наследница традиции Достоевского, переведённого в жанр романтической комедии. То есть показывают каких-то дезадаптированных невротиков, но показывают так, что предполагается умиление и сострадание к ним. И как бэ никаких моральных оценок, наоборот - очевидно "плохие и легкомысленные" поступки представляются красивыми и трогательными. Чем не Ф. М.?

Ekaterina Kadieva

Ну и еще про Иронию судьбы, простите. Я смотрю этот фильм обычно раз в десять лет, и каждый раз он меня потрясает. В этот просмотр - двумя вещами.
Первое - это тем, насколько он вообще нечитаемый для людей с более-менее здоровой психикой (моих детей, простите). И тем, насколько он легко считывался всей многомиллионной советской аудиторией. Дети мои попросили поставить на стоп и комментов, почему Ипполит так странно реагировал, когда увидел Лукашина. "Мама, а почему они не поржали все вместе и не отправили его назад в Москву, ведь так все нормальные люди делают?" Нет, детка, не все, миллионы <не вполне адекватных людей> впадают в истерику, вот ровно так. "Мама, а это нормально устраивать сцену ревности на ровном месте? А почему папа так никогда не делает?" Ну и так далее. А у всего советского народа вопросов почти не возникает, хочу я заметить, иначе не выходило бы каждый год столько "феноменальных и разоблачительных" разборов этого гениального произведения.
А во-вторых фильм потряс меня тем, насколько это сложное, тонко сделанное кино. Вот как Надя узнает, что в морду грязным сапогом Лукашину совать - это ОК? И как она узнает, насколько близко в морду - это ОК и секси, а когда надо отодвинуть? Я бы вот всех этих полутонов не почувствовала, растерялась бы. А она и сценаристы - нет. И он тоже - как он узнает, когда надо начать, а когда перестать хамить? Я бы его выгнала уже четыре раза, и вовсе не за то, что он вломился в мой дом, уснул в моей постели пьяный и в одежде. Это как раз мне было ОК, все в жизни бывает. А вот бесконечное хамство и пассивная агрессия - это настолько скучно и убого, что мне бы в голову не пришло, что парниша так меня клеит.
<...>
Но кино - реально великое, сложное, тонкое, и очень про Россию. А иначе фиг бы его столько лет всей страной смотрели и наизусть цитировали.

Наталья Белюшина, заинтересовавшись происхождением песни "Я спросил у ясеня", выяснила интересные и неожиданные подробности:

[Автор стихов] Владимир Киршон был расстрелян в тридцать восьмом (в тридцать пять лет), он был советским драматургом, автором таких пьес, как «Рельсы гудят», «Город Ветров», «Хлеб» и так далее. Не дай бог никому. «Впервые на сцене так полно и так удачно показано живое дело хозяйственного строительства и весь его пафос», написал рецензент в газете «Правда» в двадцать восьмом о «Рельсах». Стихотворение, ставшее песенкой в фильме Рязанова, было песенкой из пьесы «День рождения», которую авторы текстов о Киршоне называют пьесой "самой проходной"; приходится верить, что были изучены все его пьесы и произведены замеры проходимости. А автором музыки был Тихон Хренников, совсем тогда молодой. В тридцать пятом году ему было чуть за двадцать.

Вот как бывает - спросишь риторически об авторе милой песенки из милого фильма, и на тебя рухнет целое здание сталинских времён.

На характерах героев критическая мысль не останавливается. Разбору подвергается все, начиная от нарядов и заканчивая кулинарными предпочтениями.

Malka Lorenz

Когда моя малолетняя дочь смотрела главный новогодний фильм всех времен и народов (да, я опять про "Иронию"), у нее было ко мне много вопросов. Почему на улицах совсем нет машин, что это за странная дурь – заказывать телефонный разговор с Москвой через специальную службу и вообще где у них у всех мобильники, почему подарки не завернуты в специальную бумагу, а главное – почему все эти люди так плохо одеты??? Ведь праздник же, а они одеты, как на даче, сказало мое дитя.

Неточное замечание, на мой взгляд, сейчас на даче одеваются намного лучше, но сравнение, безусловно, верное – все персонажи фильма в новогоднюю ночь выглядят так, словно только что вышли из-за кульмана и хоть сейчас готовы встать за него снова.

Dmitriy Romendik

Женя Лукашин и Ипполит Георгиевич были антисемитами. Гефилте фиш им видите ли не понравилась!

В общем-то, "Ирония" не нуждается в защите - так или иначе ее будут показывать снова и снова, и даже те, кто этот фильм ругал, не удержатся и посмотрят его еще не раз и не два. Но все же некоторые защитники считают нужным обозначить свою позицию:

Лидия Раевская

Модное нынче веяние - обсуждать героев культовых фильмов с точки зрения психологов. Звёздные войны уже только ленивый по молекулам не разобрал. У этого маникально-депрессивный психоз, у вот этого - Эдипов комплекс, у того - нарциссизм и всё в таком вот духе.
Не меньше прилетело "Москва слезам не верит" и, конечно, "Иронии судьбы". Там вообще всех надо лечить и немедленно. И инфантила Лукашина, и фрустрированную Надю, и истеричного Ипполита. Чему вы радуетесь? Это же не новогодняя комедия, а большая медицинская энциклопедия, раздел "мы все умрём, это не лечится!" И все такие: дададада, мы и сами давно подозревали, что кино-то говно! А сорок лет его смотрим и ржём, потому что раньше других фильмов-то и не показывали. Но в душе мы всегда знали, что это очень мрачный и патологичный фильм. Ни за что не покажем его своим внукам. Потому что дети наши, к сожалению, тоже двадцать лет подряд этот кошмар смотрели, и ничего тут не исправить уже.
Я вот сейчас говорю не как сценарист, а как обыватель, который больше тридцати лет, каждый Новый Год, смотрит Иронию судьбы, и радуется.
Знаете, почему? Потому что там Новогодний Дух. Может быть, потому что ты с детства привык к тому, что Новый Год начинается с этого фильма. Может, потому, что его можно смотреть в любом возрасте, и каждый раз - как заново. Акценты смещаются. Если в детстве ты смеялся над "Что вы меня всё время толкаете? Толкачи какие-то", то сейчас мне смешно смотреть на Талызину и Ахеджакову - это вот такой нестареющий собирательный образ подруг незамужней женщины.
И разбирать под микроскопом почти сорокалетнего инфантила Лукашина, до сих пор живущего с мамой, и возле её юбки - совершенно не хочется. У нас так вся страна жила.

Зато по поводу номера, с которым выступила в новогоднюю ночь Людмила Сенчина, в обществе царит полный консенсус: от него в ужасе все, от либералов до Рамзана Кадырова.

Julia Guelman

Просто за гранью возможного.

Liza Hvors

хотелось бы сказать что-то вроде "это лучше, чем пропаганда войны", но получается только подумать - хоть бы моя мама не увидела это случайно по телевизору. Встречайте, Людмила Сенчина к Новому году

Irina Jenevskaia

Сенчина. Новый год. Народная артистка России. Кавалер ордена "Почетный гражданин России". Баба 65 лет, в конце концов. " Ад какой-то бесконечный. Золушка, блин...

Олег Петруня

УГАДАЙТЕ, СКОЛЬКО СЕКСУАЛЬНЫХ ИЗВРАЩЕНИЙ В ЭТОМ РОЛИКЕ?

Sasha Shashkevich

Как я уже писал, на НГ я был вынужден смотреть российские телеканалы. Думаю нет смысла разжёвывать, что новогодний эфир это прайм-тайм всех прайм-таймов за весь год. Ультра-мега-прайм-тайм. Поэтому программа составляется для максимально широких масс: от банковских топ менеджеров, до самого забулдыжного дворника. Так вот, репертуар песен звучащих с экрана в этот раз состоял на 90% из репертуара времён СССР и начала 90х. На свет божий выходили даже те, которых долгие годы уже никто не видел/слышал. В целом мне нравится эстрада того времени, но не в виде такого ностальгического угара в мега-прайм-тайм. Это какой-то реквием по СССР? Ностальджи по прекрасным временам через песенную рефлексию?

Ну и в подарочек BDSM-ностальгическая песенка из самой духовной страны (не новогодний эфир, если что).

Сведущие люди подметили, что костюм Сенчиной - то ли копия, то ли пародия костюма Jean Paul Gaultier, в котором выступала Мадонна в турне Blond Ambition.

Другие комментаторы считают, что удивляться нечему.

Татьяна Тихомирова

Ну я уже не могу больше это читать. Вы, когда в цирк приходите, возмущаетесь тем, что там не читают лекции и не сверлят зубы?
Тогда не понимаю, чего вы так возбуждаетесь, посмотрев телевизор.
Да, Сенчина поправилась, да, кони в упряжке из секс-шопа, да, Пугачева опять сделала пластику и да, у Лепса рожа вместо лица.
И чо?
Это специальный формат, придуманный для того, чтобы вы возмущались, смотрели тайком телевизоры в домах дальних родственников (с) и потом обильно постили бы впечатления.
Пора бы привыкнуть и получать удовольствие.

Еще один специальный формат, к которому, однако, привыкнуть никак не получается - новогоднее обращение Путина.

В этом году смельчаки, решившиеся его посмотреть, обратили внимание на интересные детали:

Andre Yanpolsky

Встречал 2016й год с весьма молодыми друзьями, чьи глаза много зорче моих. Один из них обратил внимание на то, что видеообращение Вурдалака Вурдалаковича Путина имело явные признаки компьютерной ретуши. И без того отшлифованное и лишенное растительности как киска порнозвезды и неподвижное, как грим Кабуки, многократно улучшенное пластическими хирургами до состояния восковой маски лоснящееся хайло "Владимира Владимировича", вело себя на экране не так, как лицо человека.

В том месте, где подбородок Упыря соприкасался с сорочкой Brioni (слева снизу), наблюдался своего рода квантовый эффект - старческие складки периодически то исчезали то появлялись мгновенно в искусственной попытке телевизионных холуев создать эффект волевой квадратной нижней челюсти Национального Лидера.

Сейчас я вновь посмотрел этот любительский фильм ужаса, и мои догадки подтвердились

Оказывается, Путин не просто какой-то там военный и государственный преступник, вор и упырь. Он еще и компьютерная симуляция, приближающаяся в своей неестественности к литературным идеям Пелевина двадцатилетней давности.

Заметьте, моя риторика относится не к человеку "Владимир Владимирович Путин", а к тому, что на Западе называется "TV personality", а у французских постмодернистов именовалось "симулякр". Все это в высшей степени символично

Так вот, вопрос к людям: действительно ли видео симулякра Президента "Путин" симулякра страны "Российская Федерация" является гибридной компьютерной анимацией?

Вопросы, вопросы. Зато в настоящести Аллы Пугачевой, которая только что завела аккаунт в Инстаграме, сомневаться как-то не получается - вот она, живее всех живых.