Следственный комитет Курской области возбудил второе уголовное дело против депутата Курской областной думы Ольги Ли. Её подозревают в "возбуждение ненависти либо вражды" и "унижении человеческого достоинства». Информация об этом сегодня опубликована на сайте комитета. К уголовное ответственности Ольгу Ли привлекли за ролик, который она в начале марта выложила в YouTube. Девушка заявила, что проводимая Путиным внешняя и внутренняя политика привела к краху финансовой системы России и уничтожению ее как правового государства. В конце выступления она сказала, что настоящий рейтинг Путина в Курской области не превышает 25 процентов. В сделанном чуть позже ролике депутат призвала сменить власть в России, потому что нынешний президент больше не является гарантом Конституции. Ее обращение поддержали тысячи людей.
Через месяц после этого смелого заявления управление Следственного комитета по Курской области возбудило в отношении Ольги Ли уголовное дело. Ее обвиняют в клевете на правосудие. Коллеги-депутаты во время очередного заседания единодушно осудили действия Ольги Ли. "В своих публичных выступлениях она неоднократно допускала грубые оскорбления в адрес депутатов, должностных лиц области, в том числе обвинения в коррупции. Ее выступления содержали оскорбительные высказывания в адрес президента РФ. Предполагаем, она таким образом посягает на конституционный строй, территориальную целостность и призывает к бездействию в борьбе с терроризмом", – сказал на слушании Курской областной думы депутат "Единой России" Игорь Зоря.
Ольга Ли сказала Радио Свобода, что прокуратура проводит проверку по факту разжигания независимым депутатом межнациональной розни. Несмотря на уголовное преследование, Ольга Ли не планирует отказываться от своих убеждений. Она не собирается извиняться или уезжать из страны. Корреспондент Радио Свобода поехала в Курск, чтобы узнать подробности о жизни отчаянного депутата.
– Помогите нам, пожалуйста. На вас одна надежда. Мужа осудили незаконно. Я слышала, на вас тоже возбудили уголовное дело. Если вас посадят, то не представляю, как мы без вас будем, – кричит в трубку срывающимся голосом пожилая женщина.
Мы обжалуем это решение в высших инстанциях, потому что обвинение Баженова – нонсенс
Мы в депутатской приемной Ольги Ли и одновременно редакции издания "Народный журналист". Ольга возглавляет его уже десять лет. В офисе Ольги – небольшая приемная, зал для сотрудников и маленький кабинет главного редактора. Ольга разговаривает по громкой связи с жительницей Рыльска Курской области Софьей Баженовой. Ее мужа Владимира Баженова, преподавателя Рыльского авиационного технического колледжа, осудили на два года по статье "Мошенничество". По заданию руководства колледжа Баженов и другие преподаватели провели лекции для сотрудников аэропорта Брянска и получили за это примерно три тысячи рублей.
– В зачетках слушателей курсов стояла отметка, что они в день обучения были на работе. Почему так получилось – интересный вопрос. Я предполагаю, что на занятия пришло очень мало людей, аэропорт Брянска стал предъявлять претензии руководству колледжа, а оно свалило всю ответственность на педагогов. Мы обжалуем это решение в высших инстанциях, потому что обвинение Баженова – нонсенс. Преподаватели себе не начисляют зарплаты, не составляют расписание, не организовывают прием слушателей и не отвечают за их явку на занятия. Организационными вопросами занимается руководство колледжа, оно и должно было отвечать по закону, если заказчиков не устроило выполнение работы, – рассказывает свою версию дела Ольга Ли.
Люди пока безмолвствуют, но это ненадолго. У нас скоро будет своя Сирия внутри страны, если власть не опомнится
Она договаривается, что Софья и Владимир Баженовы приедут к ней на личный прием на следующей неделе, и прощается с собеседницей. В этот момент дверь кабинета открывается, на прием к депутату решительным шагом заходит бодрый пенсионер Виктор Клименко. Он рассказывает, что живет в Курчатове, где находится атомная электростанция. По сведениям Клименко, на этом предприятии работников сокращают, незаконно урезают зарплаты и социальные льготы. Он пришел к депутату за юридической консультацией, чтобы помочь сотрудникам электростанции защитить свои права. Клименко рассказал Радио Свобода, что читает "Народный журналист" с первых выпусков.
– Только из этого издания можно узнать правду о том, что происходит в нашей области, а теперь и во всей России. Ольга Сергеевна про Путина все рассказала как есть. Народ его не поддерживает. Люди теряют рабочие места, не хватает денег, чтобы ЖКХ оплачивать. Они еще придумали капитальный ремонт. В 2012 году мы уже платили за капитальный ремонт: ни денег, ни ремонта в результате. Жители России нищают, а цены растут. Люди пока безмолвствуют, но это ненадолго. У нас скоро будет своя Сирия внутри страны, если власть не опомнится, –говорит Клименко.
Недавно по интернету прислали фотографию мертвого Бориса Немцова с подписью "Ты следующая"
Большинство корреспондентов "Народного журналиста" работают из дома. Но молодая изящная блондинка Анна Башмакова предпочитает каждый день приезжать в редакцию. Она рассказывает, что боится за свою начальницу. Недавно на Ольгу Ли около офиса издания напал мужчина с ножом.
– Я была в этот момент на работе. Ольга Сергеевна вбежала в кабинет бледная. Нам было очень страшно. Ей постоянно угрожают. Недавно по интернету прислали фотографию мертвого Бориса Немцова с подписью "Ты следующая", – рассказывает Анна.
Корова около здания прокуратуры символизировала священную корову правосудия
Она говорит, что жизнь независимого журналиста в Курске сложна и опасна. Год назад, когда Анна выходила из прокуратуры, ее забрали полицейские. В этот день неизвестные, которых не устраивает деятельность прокурора Курской области Александра Филимонова, привели к зданию прокуратуры корову. У редакции "Народного журналиста" тоже много претензий к Филимонову. Корова около здания прокуратуры символизировала священную корову правосудия, и на ее фоне Ольга записала сюжет для своего издания, критикующий действия прокурора. "Меня отвезли в полицейский участок, угрожали и требовали, чтобы я оклеветала Ольгу Сергеевну, рассказала, что она придумала акцию с коровой", – рассказывает Анна. Девушка не стала давать показания против Ольги, но ее все равно обвинили в несанкционированном проведении митинга и оштрафовали на 30 тысяч рублей. Редакция "Народного журналиста" осенью прошлого года опубликовала репортаж с судебного заседания по этому делу. Спустя почти семь месяцев после появления роликов с критикой Путина СК возбудил на Ольгу Ли уголовное дело за клевету на судью Шурову. Вчера Ольга получила официальное постановление об этом.
Ольга Ли начинает рабочий день в девять утра, а заканчивает поздно вечером. Она рассказывает, что много работает с подросткового возраста. У нее даже нет студенческих фотографий. Пока сокурсники веселились на вечеринках, Ольга училась и подрабатывала официанткой или уборщицей. Ольга Ли родилась в городе Абае Карагандинской области Казахстана. Жители Абая работали либо на фабрике, либо на шахтах.
До сих пор слезы наворачиваются, когда вспоминаю ее опухшие руки. Я очень жалела маму и старалась хорошо учиться
– Когда развалился СССР, фабрику закрыли. Город вымирал. Мама, два старших брата и я (мне тогда было десять лет) прожили без воды, тепла, света и практически без еды почти год. Всем двором готовили на буржуйках продукты, когда их удавалось достать. Чаще всего мы питались лапшой быстрого приготовления. Поняли, что в Абае мы пропадем, и переехали в Курск. Мама устроилась работать на фабрику пошива итальянской обуви. Мама после смены приходила полуживая. До сих пор слезы наворачиваются, когда вспоминаю ее опухшие руки. Я очень жалела маму и старалась хорошо учиться. Школу закончила с золотой медалью, получила два высших образования: экономическое и юридическое. На первом курсе зарабатывала как могла: мыла посуду и полы. На втором курсе перевелась на заочный, чтобы начать работать по-настоящему, – рассказывает Ольга.
Она придумала издание "Народный журналист", где могут писать о своих проблемах и радостях любые жители региона.
– Быстро стало понятно, что радостей у земляков очень мало, а проблем много, и мне захотелось им помогать, – рассказывает Ольга.
Деньги на первый тираж Ольге дал владелец журнала Sasha, бизнесмен Константин Березин. Вскоре издание стало зарабатывать самостоятельно. Деньги получали от рекламы и юридических расследований. Через пять лет Ольга решила баллотироваться в депутаты Курской областной думы. У Ольги уже был опыт участия в выборах.
– Когда мне исполнился 21 год, я пыталась пройти в горсовет. Три подружки-ровесницы помогли мне провести агитационную кампанию: расклеивали листовки и раздавали газеты. Я проиграла, но кандидат от "Единой России" набрал всего на 300 голосов больше меня. Тогда я впервые столкнулась с грязными технологиями: за день до выборов конкуренты бросили в почтовые ящики избирателей моего округа листовки с ложной и негативной информацией обо мне как о женщине. По существу им обо мне, видимо, было сказать нечего, – рассказывает Ольга.
– Ольга, как вы смогли победить на выборах в областную думу "Единую Россию"? С трудом верю, что вы, молодая девушка, получили в два раза больше голосов...
Путин должен уйти, потому что он не видит и не слышит свой народ
– Результаты этих выборов можно запросить в избиркоме. Это открытая информация. Действительно, конкурент был намного старше меня. Он уже избирался в думу и обладал большим финансовым ресурсом. Мы работали с населением, чтобы победить, и обеспечили хорошую явку. "Единая Россия" обычно побеждает, когда явка низкая. Кроме того, меня в городе уже знали, наше издание пять лет защищало права горожан, поэтому они отдали свой голос за нового перспективного человека. Мне сейчас часто задают вопрос: кто, если не Путин? Я думаю, что если политическая ситуация в стране не изменится, новому лидеру не дадут пройти на политическую арену. Его быстро уберут из игры, и мы не увидим такого человека.
– Вы в ролике заявили, что настоящий рейтинг Путина в Курской области не превышает 25 процентов. Как вы проводили этот опрос?
– Мы опросили 500 человек в Курске и столько же в Курской области. Мы разговаривали с людьми без камер и диктофонов, поэтому граждане отвечали честно.
– Ольга, а что вы планируете делать дальше?
– Я собираюсь участвовать в выборах в Государственную думу. Я буду бороться за сменяемость власти. Путин должен уйти, потому что он не видит и не слышит свой народ. На меня сейчас завели уголовное дело, чтобы закрыть мне путь в областную и государственную думу. Если это произойдет, я буду продолжать работать журналистом и заниматься правозащитной деятельностью. Мои убеждения и ценности останутся прежними, что бы ни случилось. Самая большая ценность для меня – будущее моих детей. И я готова делать все возможное, чтобы у них был шанс расти в свободной, демократической стране. Я хочу, чтобы мои дети могли высказывать свое мнение и не опасаться наказания со стороны власти.
Мои убеждения и ценности останутся прежними, что бы ни случилось
У Ольги две дочери: четырехлетняя Ксения и двухлетняя Саюри. Младшую дочь Ольга назвала японским именем, которое в переводе означает "маленькая лилия". Ольга увлекается японской культурой и хочет однажды увидеть своими глазами эту страну. Ольга никогда не была за границей.
Иногда в середине рабочего дня Ольга находит время, чтобы погулять с младшей дочерью... на кладбище. В районе, где живет Ольга Ли, нет детских площадок и родители вынуждены гулять с детьми на территории мемориала. В центре комплекса находятся захоронения погибших воинов, а вокруг многочисленные неухоженные могилы. Жители города просили построить хотя бы одну детскую площадку около детской поликлиники – там было свободное место. Но участок отдали под многоэтажный дом. Ольга неоднократно обращалась с этим вопросом к главе администрации города, но детскую площадку так и не построили.
У Ольги нет няни и домработницы. Ксения ходит в детский сад, а Саюри остается дома с бабушкой.
– Я ни дня не была в декрете. Родила и сразу вышла на работу. Моя мама уволилась, чтобы сидеть с дочками. Мама меня очень любит и во всем поддерживает. Она не знает о моих роликах против Путина и уголовном деле. Я берегу ее от подробностей моей интересной жизни, а интернетом она не пользуется, – рассказывает Ольга. У Ольги нет мужа, вместе с мамой и дочками она живет в съемной квартире. Один из братьев Ольги погиб при невыясненных обстоятельствах. Он ушел из дома, а через три дня его тело нашли около реки. Второй брат – полицейский – несколько лет назад попросил, чтобы его перевели в Дагестан. Он боялся попасть под сокращение.
– Я не чувствую себя беззащитной и одинокой. Очень многие люди меня поддержали. Ничего удивительного не происходит: я была готова и к уголовным преследованиям, и к клевете. Буду идти до конца.
На следующей неделе Ольга Ли собирается в Москву на встречу с представителями либеральных партий, которые предложили ей поддержку на выборах в Государственную думу. Каждый раз, когда Ольга приезжает в Москву, она приносит вместе с дочками на место убийства Бориса Немцова цветы.