Не утихают отголоски скандала с употреблением запрещенных стимуляторов российскими спортсменами-олимпийцами. Ведущая американская газета "Нью-Йорк Таймс" опубликовала интервью с бывшим начальником главной антидопинговой лаборатории России доктором Григорием Родченковым.
На пике скандала зимой прошлого года он был уволен с занимаемой должности и, опасаясь за свою безопасность, счел за благо перебраться в Калифорнию, где ему помог обосноваться американский приятель-кинодокументалист. Вскоре после отъезда Родченкова в Москве в течение короткого промежутка времени скончались двое его коллег, бывшие председатели посрамленного Антидопингового агентства Вячеслав Синев и Никита Камаев. Причину смерти первого не указали, второй, никогда ранее на сердце не жаловавшийся, скончался от инфаркта в возрасте пятидесяти двух лет.
Народ чествует олимпийских чемпионов, а мы сидим в своем тайнике, связанном скрытым проходом с комнатой, в которой хранились результаты анализов, и меняем образцы мочи
Доклад объемом 323 страницы Всемирного антидопингового агентства (WADA), основанный на инсайдерской информации, предоставленной российскими специалистами, рисовал картину тотальной вовлеченности тренеров в практику употребления спортсменами запрещенных препаратов, а также врачей, спортивных чиновников разных уровней, включая самые высокие, и даже сотрудников компетентных органов. Министр спорта Виталий Мутко и его заместитель Юрий Нагорных, которому Родченков лично докладывал о допинговых мероприятиях в ходе подготовки к сочинской Олимпиаде, категорически отрицают свою причастность к скандалу, причем Мутко расценивает его как залп в информационной войне против России, развязанной на фоне обострения ее отношений с Западом.
Было бы неплохо, если бы Россия вообще на время самоустранилась, чтобы осуществить необходимые реформы и в обновленном виде подойти к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро
История изначально касалась только легкоатлетов, и Ричард Паунд, председатель учрежденной WADA комиссии, рекомендовал на время отстранить российскую команду от соревнований, а пятерых ее членов подвергнуть пожизненной дисквалификации: "Мы рекомендуем приостановить участие российской команды в соревнованиях. Было бы неплохо, если бы Россия вообще на время самоустранилась, чтобы осуществить необходимые реформы и в обновленном виде подойти к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро. Если это не произойдет, то и ее участие в Олимпийских играх окажется под вопросом. Очень надеюсь, что они осознают неотложность реформ и проведут их в жизнь", – сказал Ричард Паунд. Вопрос о допущении российских легкоатлетов к Олимпиаде должен быть окончательно решен через несколько недель. В настоящее время допинг-контроль российских спортсменов находится в ведении лаборатории в Лондоне.
Отвечая на вопросы "Нью-Йорк Таймс", Григорий Родченков рассказал, что допинг употребляли далеко не одни легкоатлеты. Стимуляторами грешили десятки российских спортсменов самых разных профилей. Среди них, по меньшей мере, пятнадцать медалистов, включая двух "золотых" ветеранов санного спорта, четырнадцать членов команды по лыжному кроссу. Допинговые мероприятия тщательно разрабатывались много лет. Так все заинтересованные стороны понимали наказ, поступивший от высшего кремлевского вождя: победа в Сочи любой ценой. На игры было затрачено пятьдесят миллиардов долларов; они являлись персональным проектом Путина. Россия была обязана взять реванш "на своем поле" за провальное выступление на предыдущей Олимпиаде в Ванкувере.
Смесь из трех анаболических стероидов надлежало употреблять вместе со спиртным: мужчинам – с виски "Чивас", женщинам – с вермутом
Родченков, известный химик, разработал в своей официально антидопинговой лаборатории своеобразную, трудно распознаваемую с помощью тестов, смесь из трех анаболических стероидов, которую ради улучшения усвояемости, а соответственно максимального сокращения времени обнаружения, надлежало употреблять вместе со спиртным: мужчинам – с виски "Чивас", женщинам – с вермутом. Коктейль был в ходу еще во время Олимпиады в Лондоне. Его назначение – повысить восстанавливаемость после изнурительных тренировок и обеспечить оптимальную форму на время соревнований.
За несколько недель до начала Олимпийских игр 2014 года Родченков, как следует из его рассказа, перебрался из Москвы в сочинскую лабораторию, где он получил список спортсменов, принимавших стимуляторы. Если кто-то из них выигрывал медаль, а таковых из фигурантов списка оказалась добрая треть, то автоматически должен был пройти проверку на допинг, сдать анализ мочи. "Грязные" образцы надобно было менять на "чистые", взятые за несколько месяцев до Олимпиады.
Спортсмены нередко употребляли препараты, которые я не прописывал. Они, словно малые дети, все суют в рот
Родченков поведал абсолютно детективную историю о том, как он выкрал и передал ФСБ контейнер, в котором, согласно международным правилам, хранятся тестируемые образцы мочи; контейнер с зубчатой пробкой, который якобы был стопроцентно защищен от того, чтобы его могли бесследно вскрыть неуполномоченные лица. Российские спецслужбы с поставленной задачей справились блистательно, и, как сообщило WADA, за время Олимпиады было "зачищено" в общей сложности около полутора тысяч проб. Российские олимпийцы могли, таким образом, пользоваться допингом во время соревнований, вместо того чтобы, как обычно, в целях конспирации прекращать употребление препаратов загодя. На своем поле всегда играть легче. Никто из российских спортсменов – пользователей стимуляторов за время Игр пойман не был.
В нарушение всяческих правил спортсменов заранее оповещали о датах тестирования; если кто-то пропускал допинг-контроль, то это замалчивалось
В общем медальном зачете Россия была первой, обойдя своих главных соперников – Соединенные Штаты Америки. Мало того, сами спортсмены участвовали в спецоперации, тайком снимая на свои мобильные телефоны кодовые номера заполняемых во время теста анкет (этими номерами помечали контейнеры с пробами), ибо имена тестируемых в интересах сохранения анонимности указывать запрещалось. "Народ чествует олимпийских чемпионов, а мы сидим в своем тайнике, связанном скрытым проходом с комнатой, в которой хранились результаты анализов, и меняем образцы мочи, – с грустью заметил Григорий Родченков. – Так вот организован спорт на олимпийском уровне". Корреспондент CNN Дон Риддел тоже был поражен:
– Механизм работал идеально. Именно размах и отлаженность коррумпированной системы контроля потрясли воображение комиссии, расследовавшей "Сочинское дело". В нарушение всяческих правил спортсменов заранее оповещали о датах тестирования; если кто-то пропускал допинг-контроль, то это замалчивалось, и за молчание бенефициары были вынуждены порой платить изрядные суммы денег; на строптивых сотрудников антидопинговой лаборатории, не проникшихся осознанием важности доверенной им работы, и даже членов их семей оказывалось административное давление; ранее уличенным в употреблении допинга спортсменам за взятки разрешали участвовать в соревнованиях до окончания срока их наказания. Просто невероятно!
В 2011 году Григория Родченкова уличили в незаконной торговле стероидами, но не посадили. Он так и подумал: "Видимо, считают, что я пригожусь им в Сочи", и был прав. За заслуги перед Родиной Родченков после Олимпиады получил от российского президента Путина Орден Дружбы. Единственное из обвинений, инкриминируемых ему WADA, которое он отрицает, – это вымогательство денег у спортсменов.
Несмотря на "научный подвиг" московского химика, в 2014 году было выявлено беспрецедентное число российских спортсменов – потребителей стероидов. "Они нередко употребляли препараты, которые я не прописывал, – объясняет Родченков. – Они, словно малые дети, все суют в рот". Пример – это Елена Лашманова, чемпионка по спортивной ходьбе. Ее накрыли в то время, когда проходила международная проверка лаборатории Родченкова. Спасти ее от двухлетней дисквалификации, не подвергая свою лабораторию риску лишения аккредитации, он не смог.
"Не следует, однако, думать, будто WADA такие простаки, что не подозревали Родченкова в махинациях. Еще как подозревали, – констатирует "Нью-Йорк Таймс". – Но для того, чтобы превратить подозрения в материальную силу, нужна была политическая воля, а вот ее-то и в канун сочинской Олимпиады, и тем паче во время ее проведения у международного контрольного органа не хватило".