Его били 8 человек

Петр Павленский в здании суда

Художник Петр Павленский, ставший лауреатом премии Вацлава Гавела, избит конвоирами по дороге в московский суд

Мещанский суд Москвы 18 мая, как ожидается, приступит к рассмотрению уголовного дела в отношении художника Петра Павленского по обвинению его в повреждении объекта культурного наследия – за поджог двери здания ФСБ на Лубянке в ноябре 2015 года. Одновременно в Преображенском районном суде столицы готовится приговор по делу об акции "Свобода" – 23 февраля 2014 года в знак солидарности с киевским Майданом Павленский поджег автомобильные покрышки на Малом Конюшенном мосту в Санкт-Петербурге и стал обвиняемым по части 2 статьи 214 УК (вандализм).

У меня перебито колено, трещины в ребре и внутренние гематомы. Каждый вдох дается с болью

Из Бутырской тюрьмы Павленского, арестованного после поджога двери ФСБ, недавно перевели в СИЗО "Медведь". Павленский говорит, что условия содержания там намного хуже. На открывающемся в Осло Форуме Свободы Павленскому будет вручена премия "За креативный протест". Получать награду поедет соратница художника Оксана Шалыгина. Петр Павленский передал ей текст своего выступления и в том же письме сообщил, что его жестоко избили конвоиры по дороге в суд. "У меня перебито колено, трещины в ребре и внутренние гематомы. Каждый вдох дается с болью... Более полугода я нахожусь в тюрьме... Я каждый день вижу, что такое полицейский надзор".

Они швыряют заключенных как кусок мяса

"Я поеду в Осло получать премию Вацлава Гавела, и Петр мне сегодня передает то, что он хочет, чтобы я со сцены сказала от него, и в конце дописка: "мне трудно дышать", – рассказала Радио Свобода Оксана Шалыгина. – Я смотрю на него, у меня глаза округляются, я говорю: "Это правда?" Он говорит: "Да". В Мосгорсуде происходит систематическое избиение арестантов и заключенных. Просто закидывают в автозак и избивают. Они швыряют их как кусок мяса. Дубинками, ногами, чем только можно, электрошокер в шею втыкают. И Петр попал под такой же замес. Его били 8 человек дубинками и руками. Врач осмотрел в СИЗО, но не зафиксировал побои. Лучше надавить на Мосгорсуд, в особенности на одного озверевшего человека: тогда, может быть, и другие заключенные перестанут эти побои получать. Мы будем сейчас активно добиваться, чтобы либо уволили этого человека, либо проверки к ним пошли".

Известен номерной знак конвоира, отличающегося особой жестокостью, – 007666.

Портрет Петра Павленского (акция "Туша") на обложке приложения к британскому журналу The Economist

Несмотря на травмы, Петр Павленский на судебных заседаниях держится стойко и просит не переживать за его здоровье. "Искусство – это когда слово не расходится с делом, когда ты сам управляешь своим вниманием. Даже если трудно улыбаться и у тебя болят разбитые ребра", – написал в своем фейсбуке художник Олег Кулик, которому удалось поговорить с Павленским в зале суда.

Петр Павленский отказался от амнистии и прекращения дела за акцию "Свобода" за истечением срока давности, "так как все должны нести ответственность – и судья, и весь аппарат". Приговор будет объявлен 19 мая. "У меня нет сомнений в том, что решение давно принято за судью. И прокурор, и она – это просто говорящие куклы", – уверена Оксана Шалыгина.

Судебные заседания Петру Павленскому и его друзьям удалось превратить в художественное и политическое событие. 16 и 17 мая показания давали гости из Украины: журналист телеканала "Громадське телебачення" Наталья Гуменюк, культурологи Дмитрий Чепурной и Марьяна Матвейчук.

Это просто веселое продолжение унылого бюрократического процесса

"Акция "Свобода" – это подарок петербуржцам, акция солидарности: жители Украины увидели, что их поддерживают из соседней страны. Это очень сильная акция, особый момент в современном искусстве, и я могу ею только восторгаться – и как любитель искусства, и как гражданин", – сказала Наталья Гуменюк.

Судебное заседание превратилось в дискуссию о политическом искусстве. В частности, обсуждался вопрос, есть ли душа у моста, на котором проходила акция "Свобода".

"Наши друзья, "украинский десант", приехали поддержать Петю и высказали мнение, что это не вандализм. Это было интересно! Это просто веселое продолжение унылого бюрократического процесса, от которого всем тошно, от этих людей, мебели и всего прочего, от этих слов, от этого бюрократически-мусорского языка. Мы это всё разбавили и наполнили дополнительными смыслами", – объясняет Оксана Шалыгина.

На заседаниях в апреле показания давали проститутки, которые за небольшую мзду согласились выступить в суде в качестве свидетелей защиты, но при этом искренне осудили акцию Павленского. Решение обратиться к жрицам любви вызвало критику со стороны феминисток и левых активистов, которые сочли, что это неполиткорректно. Петр Павленский написал в тюрьме текст "Равнозначность", в котором отвечает критикам. Мы публикуем его с любезного разрешения Оксаны Шалыгиной.

РАВНОЗНАЧНОСТЬ

Если кому-то выгодно жалеть проституток, но почему-то не выгодно испытывать жалость к судьям, прокурорам, чиновникам, директорам по уборке и школьным учителям, то нужно напомнить, что эта жалость по расчету обращена против и оскорбляет прежде всего самих проституток. Гораздо больше правды и смысла будет в том, чтобы жалеть их всех. Или не жалеть никого.

Подкуп проституток – это прецедент, который смог продемонстрировать сущность судебного процесса через оптику реализма. Но дело в том, что оплатить по тарифу услугу проституток и при этом выставить их на роль карикатурно недовольных свидетелей было бы в лучшем случае наивно срежиссированной шуткой и не более того. То же самое, что взять и обозвать недовольных "Свободой" участников процесса проститутками. Вот и всё.

Между проститутками, судьями, прокурорами, учителями, директорами и чиновниками нет вообще никакой разницы

Весь смысл произошедшего заключен именно в искренности мнения проституток. Это и было основным условием их подкупа и участия в процессе. Посредством этого каждая из проституток смогла разорвать декорацию и продемонстрировать нам действительность такой, какая она есть. Нравится это кому-то или нет, но между проститутками, судьями, прокурорами, учителями, директорами и чиновниками нет вообще никакой разницы. Они равнозначны. Политическая реальность сама все определила и расставила по своим местам.

Жрица любви дает показания в зале суда

Поэтому я не понимаю, о какой "стигме" может идти речь. Такая же "стигма" есть и у судьи, и у прокурора. Они так же сняли с себя ответственность за свой выбор и с готовностью легли под действующий режим лишь потому, что власть готова им за это платить.

Стоит задаться вопросом, какую именно социальную парадигму поддерживают те, кто выделяет из этой массы одинаково благонадежных горожан именно проституток. Какая выгода в том, чтобы опустить их на самое дно и громче всех кричать о нехватке жалости к выработанному проститутками способу заработка?

Вместе с этим мы должны признать, что никакого "верха" и "низа" в этом контексте быть не может, а существуют лишь разные стороны баррикад. И определило нас по разные стороны разное отношение к навязанным системам представлений, режиму и власти.

Ошибкой было бы предполагать, что политическое искусство – это просто череда удачно найденных оскорблений, метафор или шуток. Политическое искусство работает с системами представлений. Но чтобы опровергнуть навязанные представления и освободить из-под них свою жизнь, прежде всего мы должны разорвать декорацию и увидеть действительность, заложниками которой мы сами себя сделали.