Суд по делу об акции "Угроза" Петра Павленского завершился стремительно. Еще в понедельник в судебном заседании выступили свидетели защиты - Сергей Ковалев и Сергей Григорьянц.
Григорьянц: Сотрудники ФСБ сами называют себя чекистами, гордятся терактами КГБ.
— Грани.Ру (@GraniTweet) June 6, 2016
Ковалёв: ФСБ - организация, которая имеет целью подавить общественные свободы, в том числе и методами террора.
— Грани.Ру (@GraniTweet) June 6, 2016
Сразу после этих выступлений прокуратура запросила для Павленского наказание, не связанное с лишением свободы - 1,5 млн рублей штрафа. Сказать, что общественность была удивлена - значит, ничего не сказать.
@navalny я не знаю, но это фантастика
— Смирнов (@sssmirnov) June 6, 2016
"Хитрее" всех оказался Павел Чиков.
Хехе, а я говорил, что Петра никто не посадит https://t.co/wXLNucZS8v
— Pavel Chikov (@pchikov) June 6, 2016
Из его разъяснений можно даже сделать (поспешный) вывод, что в России - правовое государство:
Тут возникли вопросы у некоторых по поводу приговора Петру Павленскому. Прокурор в прениях попросил признать Петра виновным и назначить штраф в размере 1,5 млн руб. Потерпевшая войсковая часть ФСБ согласилась с прокурором и еще просила взыскать 481 тыс руб возмещения ущерба. Защитники просили оправдать. Петр отмолчался.
Главный вопрос - почему прокурор не просил лишить свободы?
Нужно пояснить.
Павленского обвиняют по ч.1 ст.243 УК РФ - неквалифицированное (то есть без отягчающих обстоятельств) повреждение объектов культурного наследия. Цитирую санкцию: "наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок". То есть казалось бы лишение свободы есть, почему прокурор его не просит? "До трех лет лишения свободы" - означает, что преступление относится к категории небольшой тяжести.
В 2011 году (спасибо Дмитрию Медведеву) в статью 56 УК РФ ("Лишение свободы") внесено дополнение: Наказание в виде лишения свободы может быть назначено осужденному, совершившему впервые преступление небольшой тяжести, только при наличии отягчающих обстоятельств.
Отягчающих обстоятельств (поименованы все в статье 63 УК РФ) у Петра найти не удалось.
Почему же впервые, ведь Павленского судили за акцию "Свобода" в Петербурге?
Тут снова математическая хитрость - хотя суд и признал Петра виновным в вандализме, однако, юридически он считается совершившим впервые оба "преступления", поскольку следствие шло параллельно. Если бы акция у ФСБ была после приговора по предыдущей акции, тогда бы лишения свободы ему не избежать.
Принудительные работы в России не применяются, поскольку за 20 лет (после принятия УК РФ) так и не были построены исправительные центры (в очередной раз применение этого наказания отложено до 1 января 2017, но и до этого времени не построят).
Обязательные работы по практике считаются менее существенными видами наказания (хотя в теории иначе). Поэтому выбор пал на штраф, причем в существенной сумме. Максимальная планка штрафа 3 млн. Учитывая смягчающие обстоятельства - совершено впервые, наличие двух малолетних детей - прокурор просил снизить. <...>
Приговор будет оглашен 8 июня. Павленский при любом раскладе должен быть освобожден в зале суда. Поэтому приходите в Мещанский суд и встречайте Петра на свободе.
В общем, как это обычно бывает в РФ, приговор, не связанный с лишением свободы, был воспринят едва ли не как оправдание. Суд в конце концов даже уменьшил сумму штрафа.
Приговор: виновен, штраф 500 тысяч рублей. + 481 тысяча возмещения суда. Освободить в зале суда.… https://t.co/Y7J4ypKOsk
— переборщиков (@goshatvor) June 8, 2016
Павленский отсидел в СИЗО миллион рублей
Итак, судья признала Петра Павленского виновным. Квалификацию не меняла. Взыскала запрошенную потерпевшей войсковой частью ФСБ в гражданском иске сумму 481 тыс руб возмещения ущерба двери.
Далее судья согласилась с запрошенной прокурором суммой штрафа в 1,5 млн рублей. Однако зачла 7 месяцев, проведенных Петром под стражей, и назначила итоговое наказание в виде штрафа в размере 500 тыс руб. Постановила при этом освободить Павленского из-под стражи в зале суда.
Вещдок в виде канистры постановила уничтожить.
Приговор может быть (и будет) обжалован в апелляционной инстанции в течение 10 дней.
ну и ладненько. Дверь столько не стоила, но зрелища было на миллион
Не все, конечно, верят в то, что Павленского отпустили именно по формально-юридическим причинам.
И гебисты умнеют. Иногда.
"Власть решила не плодить героев и мучеников. Включили мозги или пример Савченко отрезвил?" Вчерашний вопрос перешел в ответ: "таки да".
Похоже Павленского решили отпустить, потому что всем, и в ФСБ тоже, интересно, что он еще придумает
— Солопов (@max_solopov) June 6, 2016
Павленского, что характерно, защищали не Фейгин с Полозовым.
У адвоката @Dinzorro Павленский - третий освобожденный политический художник после Олега Воротникова и Леонида Николаева из группы "Война"
— Pavel Chikov (@pchikov) June 8, 2016
Или так:
Было бы круто, если бы Павленский сейчас объявил, что просто занес судье и прокурору взятку
— Солопов (@max_solopov) June 8, 2016
"Любого судью можно купить", - ответил Павленский журналистам на вопрос о своём отношении к приговору
— Солопов (@max_solopov) June 8, 2016
Впрочем, не стоит забывать о том, что приговор все равно был обвинительным. Главным аргументом суда была "художественная ценность" подожженной Павленским двери.
Павленский сидит в наручниках и не слушает. А женщина в пальто:Дверь НЕВОЗМОЖНО восстановить, тк здание с ней потеряет свой ЭСТЕТИЧЕСКИЙ вид
— Gogol%27s wives (@GogolsWives) June 8, 2016
Судья: Павленский поджег дверь, был задержан, объект культурного наследия закоптился и получил повреждения в виде обгорания лака до 5 мм.
— Пётр Верзилов (@gruppa_voina) June 8, 2016
Гаврила был акционистом,Объект Гаврила закоптил.
— Гаврилиада (@Gavriliada) June 8, 2016
Закопченный объект - это не просто объект, это ого-го какой объект!
Судья: Суд установил что Павленский повредил объект культурного наследия НКВД-КГБ СССР, где содержались выдающиеся деятели культуры.
Цитата из приговора. Вошло в анналы.
Le postmodernisme est mort, vive le postmodernisme!
На Бутовском полигоне лежит много деятелей искусства и культуры, которые содержались в объекте культурного наследия НКВД-КГБ-ФСБ #Павленский
— Плейшнер (@Golovopop) June 8, 2016
Удивительно красиво судья многократно повторяет дивное словосочетание "входная дверь НКВД-КГБ-ФСБ России", подчёркивая преемственность!
— Пётр Верзилов (@gruppa_voina) June 8, 2016
Иногда судья повторяет и супер-полное именование - "здание ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ России". Совсем шикарно.
— Пётр Верзилов (@gruppa_voina) June 8, 2016
Кстати, у Павленского есть свои аргументы:
"Дверь здания НКВД-КГБ-ФСБ ценная, потому что в нем содержались деятели культуры" pic.twitter.com/CQ3SbCXSkd
— Лентач (@oldLentach) June 8, 2016
Павленский просит привлечь сотрудников ФСБ по статье 243 УК РФ - они заменили дверь на Лубянке, повредив "объект культурного наследия"
— Boris Fogel (@Kaurus7) June 8, 2016
Космисты из издания "Русская планета" обеспокоены:
То, что Павленский человек творческий или якобы творческий, никак не может затмевать его враждебной к России позиции. Адольф Гитлер тоже был художником, но это делало его, скорее, еще более опасным. Солидаризовался с врагами России? Получай по полной! Вот какой должна быть позиция государства. Вместо этого мы наблюдаем трогательное единение прокуроров и чекистов, озабоченных тем, как бы не наказать предателя излишне жестоко. Неудивительно, что «художник», почуяв слабину, буквально сел на шею российскому правосудию. В прямом смысле — отказался вставать в зале суда, проявив полное неуважение, а потом и вовсе перешел в контратаку
Как бы то ни было, Петр Павленский вышел на свободу в зале суда.
Невероятный, конечно, день сегодня.
— Пётр Верзилов (@gruppa_voina) June 8, 2016
А вот и первое выступление Павленского после выхода на свободу:
«Угроза питается страхом». Первое выступление Петра Павленского на воле - Открытая Россия https://t.co/uORbut8StN via @openrussia_org
— Janis Ziemelis (@Ziemelnieks) June 8, 2016
Приговор он оценил так:
От художника ждут продолжения:
Петь, жги еще!
— Philipp Kireev (@mynameisphilipp) June 8, 2016
Мы поджигаем ФСБ, для чего, для чего.
— Anton Semakin (@antonsemakin) June 8, 2016
Возможно, опасаясь именно этого, суд постановил уничтожить "орудие преступления" - канистру Павленского. Публика возмущена.
Какой-то странный тренд на уничтожение всего подряд. То ноутбуки, то плакат, то канистру вот. Они больные, кажетсяhttps://t.co/sYx33yYQWZ
— Vladislav (@unkn0wnerror) June 8, 2016
Перформанс "Уничтожение канистры" должен войти в историю современного искусства, конечно.
Было бы круто, если бы ее уничтожали на лобном месте.
Кровавые сатрапы постановили уничтожить канистру, из которой Павленский поливал дверь ФСБ бензином. Надо спасать памятник культуры, конечно.
Ой канистру павленского казнили, сволочи... а ведь это культурное наследие https://t.co/QgRkjOnT2P
— санкционный TRUFEL (@TRUFEL2) June 8, 2016
Если б эту канистру, да на аукцион, но как раз бы на штраф набрали.
Идея собрать деньги Павленскому на штраф носится в воздухе.
Готов скинуться Петру Павленскому на штраф, чтобы дверь ФСБ горела и за мой счёт тоже
— Боевая фурфура (@dm_e) June 6, 2016
А куда можно перечислить деньги, чтобы помочь художнику Павленскому выплатить назначенный судом штраф?
— Винокуров Александр (@Vinokurov12) June 8, 2016
Впрочем, художник дал понять, что платить не намерен.
деньги павленский конечно краудфандингом наберет за два дня. но захочет ли он вообще их брать и платить штраф в принципе?
— МОРКВО (@RomanFedoseyev) June 8, 2016
Боюсь даже представить, каким способом Павленский придумает штраф отдать :)
— Старый карапуз (@nytdyrs) June 8, 2016
Он их еще и от штрафа заставит отказаться! Они еще и ему заплатят. Причем совершенно добровольно.
Многие комментаторы оценили суд как продолжение художественной акции Павленского и признали ее выдающимся успехом.
Кто-то недавно очень верно написал: нравится вам это или нет, но Павленский, Пусси Райот игруппа Война — это и есть самое передовое современное русское искусство, узнаваемое во всем мире и признаваемое им.
Понятно, что на каждое такое утверждение прибегает 25 человек с заявлением о том, что искусство — это Репин, а прибитая на Красной площади мошонка или вандализм — это не искусство. <...>
Вполне вероятно, Павленского, превратившего в художественную акцию не только поджог двери ФСБ, но и последующие задержание с судебным процессом, тоже когда-то будут показывать перед Олимпиадой со словами: вот это, я понимаю, искусство, а не та гадость, что сейчас — тьфу. <...>
Это я всё к тому, что сегодня можно и нужно радоваться не только освобождению Павленского из СИЗО (ура!), но и победе русского современного искусства. Как и прежде, его принимают далеко не все современники, но оно есть, оно живо, оно влиятельно и им можно гордиться.
Принимают действительно не все современники:
Петр Павленский для вас скорее - Герой - 54% Дурак - 46%. Опрос в эфире Утреннего разворота на Эхе Москвы
— Plushev (@plushev) June 8, 2016
Но сегодня громче звучат, конечно, голоса тех, кто считает Павленского героем.
Перформансом Павленского был не поджог двери, а весь этот процесс от начала и до конца. Грандиозная победа над системой, крутой он.
Пётр Павленский превратил суд над собой
в блестящую художественную акцию
Войдет в анналы.
Настоящий художник. Большой мастер. Искреннее восхищение.
Общим местом критиков стало говорить, что Павленский не имел бы такого успеха, если бы не поведение государства; да, конечно, просто надо иметь в виду, что «судебные обряды», продолжающие его акцию, – это только малая часть того поведения государства, которое делает Павленского Павленским. Государственная среда, с которой он взаимодействует в своих акциях, огромна и с ним самим почти не соприкасается, но подожженная им дверь горит везде – и в Калининграде, где полтора года судили активистов, поднявших над чекистским гаражом немецкий флаг, и во Владивостоке, где продолжают судить «приморских партизан», и на всем пространстве между Калининградом и Владивостоком – где одинаковые суды, одинаковая полиция, одинаковое все. Эти «дверные двухстворчатые входные блоки» за 63 050 руб. 19 коп., этот светоотражающий полицейский жилет, этот жестяной двуглавый орел на пыльной бархатной подкладке и перед ним женщина в мантии, бубнящая что-то, от чего зависит судьба человека на годы вперед, – так, наверное, сейчас выглядит Россия; и чем художник отличается от нас, от граждан, – он из этой России своими руками делает то, что заставляет заходиться в испуганной истерике самых последовательных критиков режима, заставляет спорить, заставляет думать, заставляет сходить с ума. Есть версия, что ни на что другое такая Россия просто не годится, и, значит, Павленский – вообще единственный, у которого из нее что-то получается.
Впрочем, есть и мнение, что в каком-то смысле Павленский потерпел неудачу.
Не вдаваясь в подробности, посадить его по той статье, что в итоге пришили, просто невозможно. Несмотря на то, что он сам требовал, чтобы его судили за терроризм, как Сенцова или АБТО. Вспомнилось мне, как когда-то на Триумфальной придумали веселую акцию: люди ломились в автозак, а мусора их туда не пускали. Это все логично на самом деле, если мы вспомним, что главная задача нашего государства - тащить туда, куда не хотят, и не пущать туда, куда хотят. Не хочешь в СИЗО - потащат, хочешь в колонию - не пустят. Так и живем.
Олег Кашин считает иначе. Вот вывод из его колонки на Rus2Web:
Неправильно говорить, что после решения суда Павленский оказался на свободе, он всегда был на ней, даже за решеткой; вот уж кем его никогда нельзя было назвать — так это несвободным человеком. Но если мы говорим о свободе не как о свойстве художника Павленского, а как о том, что специальным решением предоставил ему российский суд — это тоже становится важной частью его творчества. Не каждому дано выстроить свое поведение в российском суде так, чтобы в результате получить из его совсем не щедрых рук то, что этот суд любит давать меньше всего — свободу.