Вслед за одной из российских компаний сотовой связи цитату российского премьер-министра, ставшую интернет-мемом, решили использовать пекари из Бурятии. В столице республики, Улан-Удэ, на этой неделе появились и практически сразу исчезли из продажи пряники, на которые были нанесены ставшие крылатыми слова.
Местный журналист Аркадий Зарубин, от которого в среду стало известно об этой истории, говорит, что сам подал идею владельцам пекарни – чтобы помочь им улучшить сбыт своей продукции. Когда пряники с цитатой из Медведева неожиданно пропали из продажи, местные СМИ предположили, что на владельцев бизнеса надавили "сверху". Сами они, впрочем, это отрицают и говорят, что партия пряников с цитатой была лишь частным заказом.
Дмитрий Медведев в Крыму, "Денег нет, но вы держитесь":
Аркадий Зарубин, журналист бурятской газеты "Аршан":
– Это маленькая пекарня, ее ларек открылся недавно прямо рядом с моим домом. Пряники вкусные, с медом, похожие я ел в Туле. Как-то раз в ларьке была хозяйка пекарни, и я ей предложил сделать такой пряник, с цитатой из Медведева. Я сказал, что это поможет привлечь внимание, что о них все СМИ напишут, – так и вышло.
Потом ко мне приехал в гости французский журналист, я его сопровождал, чтобы показать ему Бурятию, мы поехали по районам. И еще до того, как вернуться, я увидел фотографию в интернете, что они эти пряники все-таки сделали.
Потом меня попросили из Москвы знакомые прислать им этот пряник, чтобы, так сказать, пощупать его, увидеть своими глазами. Я пришел – а их больше нет. Они сделали и другие пряники, например, с портретом Путина, их тоже больше не продают.
Елена Оськова, совладелица семейной пекарни "Байкальский пряник":
– Эти пряники были изготовлены по заявке нашего клиента. Их было всего 7 штук. Мы не заработали на них миллионы, как пишут средства массовой информации.
– А когда вы поняли, что прославились с этими пряниками в интернете, у вас не возникла мысль, что можно увеличить их выпуск?
– Нет, мы вообще не планировали серийное производство этих пряников. Мы выполняли заявку клиента, который в итоге и пришел за этими пряниками. И мне пришлось выложить их на витрину, где их и увидели журналисты. И уже раздули…
– Правду пишут, что вам уже звонили по поводу этих пряников из правоохранительных органов, что вы их поэтому прекратили делать?
– Нет, неправда, никто нам не звонил, никто не угрожал, никто не запрещал производство таких пряников. Собственно, мы ничего плохого не сделали. Мы выдернули цитату из интернета, и всего-то лишь. Эту цитату наносят и на майки, и на кружки, и хоть куда наносят. Никто никому не запрещает, и нам никто не запрещал это сделать. Мы вообще не планировали такого резонанса нашим пряникам! У нас маленькая пекарня.
– Ну так теперь, раз резонанс возник, вы не планируете…
– Нет, нет, не планируем! (Смеется.) Мы не хотим на этом заработать. У нас продукция уникальная и без цитаты Медведева. Мы хотим заработать добрыми, честными… (Смеется.)
– А цитата из Медведева сразу превращает пряник в недобрый? – Ну конечно, да. Это уже подоплека политическая!
– Добрым честным трудом? А цитата из Медведева сразу превращает пряник в недобрый?
– Ну конечно, да! Это уже подоплека политическая. Здесь уже выхватили, видите. Выборная кампания… И этим воспользовались наши журналисты.
– Но цитата Медведева так разошлась в интернете не потому, что выборы, она сама по себе очень смешная.
– Да, я согласна.
– Вы говорите кружки, майки вы такие уже у вас в городе видели?
– Нет, в интернете.
– Жалко, я далеко, в Москве, и ваш пряник вряд ли попробую.
– Мы можем вам послать, пожалуйста, но без цитаты Медведева. Пряники действительно очень вкусные, на основе натурального меда. У нас уникальный продукт, и мы готовы работать со всей Россией, но только без политической подоплеки.
– Как у вас дела идут, деньги есть, вы держитесь?
– Вы знаете, мы выживаем. Здесь уже ничего не скажешь. "Денег нет, но вы держитесь" – это, собственно, и про нас тоже было.
– А как давно вы работаете?
– Мы с нового года открыли пекарню.
– И как идут дела?
– Очень-очень слабо.
– В ноль удается выходить?
– В том-то и дело, что в ноль. В ноль выходим, да.
– А почему так?
– Ну вот так. И налоги высокие, и затраты очень большие.
– Или у людей денег нет на пряники, время такое, не до пряников.
– Может, и поэтому тоже. Много факторов. Можно только догадываться. Может, сейчас, после такого резонанса ноль превратится в плюс.
– Ну, если продолжите пряники с цитатами выпускать, может и превратится.
– Ой, ну нет. Спасибо.
– Боитесь просто, если честно?
– Если честно – да.