Патимат – последняя хранительница дагестанского аула

Вместо стен как иглы торчат круглые бревна и балки. Когда-то они поддерживали дома, но сейчас наполовину съехали в долину. Это место известно в Дагестане как Корода, по названию ближайшей крупной деревни. Но местные аварцы его называют Кхюрдабах – "аул на скале"

В прошлом, когда сыновья женились и семьи увеличивались, местные жители надстраивали дома прямо над улицей. В ширину аул расти не мог из-за ограниченного пространства, поэтому он просто рос вверх. Так было проще обороняться и оставалось больше земли для скота. Потом жить так стало неудобно: дома обветшали, к ним было почти невозможно подвести коммуникации. Поэтому жители аула при первой возможности переезжали в долину - пик населенности аула пришелся на 60-е - 70-е годы

Сейчас все, кто мог, уже уехали, но остался последний житель – бабушка Патимат. Она не стала переезжать из принципа. Патимат родилась в крестьянской семье в этом самом ауле, в нем работала, в нем хочет и умереть. Никто точно не знает, сколько ей лет: кто-то говорит, что 77, кто-то – 89. Русского языка она не знает

Главная работа последнего жителя — следить за аулом. В подобных заброшенных селах в Дагестане (их достаточно много) часто остается жить одна семья, которая ухаживает за деревней. Нежилые каменные дома ветшают и обваливаются очень быстро. С каждым новым оползнем или сильным ливнем дом может потерять стену и полностью уйти вниз

Жители из соседних деревень знают о Патимат и по возможности стараются ей помогать

С Патимат остался жить внук, а дочь старается навещать ее при первой возможности. Шестиклассник ходит в школу в соседнюю деревню в двух километрах от аула. Пока он не может полноценно заниматься хозяйством, Патимат вынуждена делать много работ сама

Она готовит, следит за стадом, чинит загоны для коз и курятники, которые расположились в тех самых разрушающихся заброшенных домах

Дочь тоже помогает матери, как может. Каждый их день начинается с полосы препятствий: осыпавшихся камней, обрушившихся подпорок и оград. Дом Патимат стоит в самом конце узкой улочки, заваленной остатками домов

Взрослых мужчин в семье не осталось: они либо умерли, либо развелись со своими женами, дочерьми Патимат 

Сохраниение аула важно для аварцев во многом по религиозным причинам. Подобные поселки в Дагестане считаются культовыми местами поклонения и до сих пользуются популярностью во время религиозных праздников. В Кхюрдабахе священным считается дом одного из шейхов, который Патимат тоже спасает от разрушения 

Жители близлежащих деревень жалуются, что местные власти не особо следят за историческим памятником и заставляют женщину платить за электроэнергию, а это ее семье не по карману

Тем не менее, бабушка старается на власти не сетовать. Говорит Патимат в основном о насущном: хозяйстве и своих коровах