Анатолий Стреляный: Понты, понты, понты...

Что такое обычное высшее, среднее или даже ниже среднего учебное заведение в России и не только в ней? Это место, где одни делают вид, что чему-то учат, а другие – что учатся. Те, что вроде учат, таким способом зарабатывают на жизнь. Те, что вроде учатся, таким способом проводят лучшие годы своей жизни и выходят в большой мир с корочками, без которых было бы труднее устроиться на не совсем пыльную работу. И все это знают – именно все: от первого лица в той или иной стране, до последнего, а лучше всего – те, кому приходится нанимать персонал не для видимости, а для дела. Не случайно существует такой вид предпринимательства, как переманивание ценных кадров от одних хозяев к другим.

В основе – спрос, потребность. Родители хотят, чтобы их чада были не хуже других, те, в свою очередь, особенно не возражают. Общество тоже не против того, чтобы часть налоговых поступлений транжирилась по статье "народное образование". В конце концов на ветер, если разобраться, выбрасывается большая часть казны почти любого государства. Во-первых, люди все еще не умеют устраивать свое существование по уму, во-вторых – не хотят особо противостоять страстям, среди которых престижное потребление далеко не на последнем месте. Понты, понты, понты. "Казаться важнее, чем быть" (Гете). Диву надо даваться не тому, что миллионы вроде бы чему-то обучающих и обучающихся людей представляют собою одну из величайших армий паразитов, а тому, что всегда было, есть и, наверное, будет творческое и совестливое меньшинство. Оно такое малое, такое, можно сказать, крошечное, что чудом должны казаться его свершения – свершения, благодаря которым не стоят на месте производительные силы человечества.

К заслугам этого меньшинства можно отнести, кроме прочего, и то, что нам уже давно разъяснено, как должно было бы быть налажено образование, если бы народы этого по-настоящему хотели. Оно должно было бы быть частным и ни в коем случае ни для кого ни при каких обстоятельствах не быть обязательным. Тому, кто уже готов закричать: "Как можно?!", ответим: а вот так – так, как оно есть, и есть испокон веков. Настоящим мастером по любой части, будь то слесарная или математическая, человека делал, делает и будет делать он сам. Не без чьей-то помощи, но – сам. И очень часто, если не как правило, – вопреки всему, вопреки самой судьбе. Движим он при этом, во-первых, любознательностью, во-вторых, склонностью (талантом) к тому или иному занятию, в-третьих – честолюбием.

Общественно озабоченный читатель уже, конечно, догадался, чем навеяна эта заметка. Именно так: недавним скандалом вокруг одного из университетов Санкт-Петербурга (сколько их там, точно не знаю, зато знаю, что скоро будет самое малое по одному в каждом райцентре России, вдобавок к юридическим и налоговым академиям). Этот был упразднен решением районного судьи по представлению городской бюрократии. Ее возбудил народный избранник, известный своим странным поведением. У него были свои – политические – соображения, у бюрократии – свои, как та, например, что этот университет обходился без спортзала, что, по правилам, не подобает. Поднялся шум, дошедший до самого президента. И, естественно, никто не сказал хотя бы в порядке бреда, что разумнее всего было бы отпустить на беспривязное содержание все учебные заведения страны – от начальных до высших. Не возник и более широкий, совсем уж "философский", разговор, к которому, как чует сердце автора, не приведет и эта заметка.

…Забыл подчеркнуть, что в каждом университете, имеющем вот-вот появиться в каждом райцентре России вдобавок к юридической и налоговой академиям, обязательно будет и факультет журналистики.

Анатолий Стреляный – писатель и публицист, ведущий
программы Радио Свобода "Ваши письма"

Высказанные в рубрике "Право автора" мнения могут не отражать точку зрения редакции​