Двенадцатилетние рэперы. Хип-хоп для трудных подростков

Кадр из фильма Кати Диковой

Алиса и Николь – 12-летние московские девочки. Они не очень в ладах со школой, в свободное время пишут и читают рэп, ходят учиться танцевать в студию "Хип Хоп Союза" – объединения в поддержку "социального хип-хопа". "Союз" организовал специальный проект #хипхопсоцликбез для подростков, которых принято называть "сложными", и барабанщик Мэдд Чиф и композитор Дедуля П занимаются с ними всем, что включает в себя понятие хип-хопа. Подростки пишут рэп, танцуют, устраивают баттлы.

Началась программа с Алисы и Николь. Алиса – из творческой семьи, выросла в окружении музыкантов "Союза", сейчас записывает альбом и хочет стать дизайнером – создавать одежду для хип-хопа.

Николь пишет рэп и играет в театре на французском языке. Отец Николь, шеф-повар, приехал в Россию из Ганы, поэтому она "все детство ела национальный ганский суп фуфу". Ее мать – работник социальной сферы, это ей пришла идея проекта #хипхопсоцликбеза.

Фильм Кати Диковой.

Алиса

Самая ужасная рифма на "жи" – гаражи, ножи.

У меня был план, что я буду заниматься хип-хопом, буду дизайнером одежды, буду дизайнером машин, и у меня еще будет какой-нибудь ресторанчик в Москве. У нас в школе есть группа, как ее называют, "отвергнутые", 5–6 человек, которых гнобят в школе, которые считают себя какими-то другими. Одну девочку гнобят за то, что у нее папа немец, рисуют свастику на доске, говорят, что она фашистка. Другую гнобят втихаря за то, что у нее другой цвет кожи. Остальных могут гнобить за то, что они поддерживают отношения со мной. Я тоже не ангел, но дело в том, что в 2017 году у меня не стало мамы, у меня мир рухнул, я начала на всех срываться, в общем, у меня не все хорошо было с головой. Они приходили на поминки, сочувствовали мне, никто, конечно, не обижался, но вдруг в 2018 году от меня начали эти девочки отдаляться, гнобить меня тоже. В 2019 году я познакомилась с мальчиком из параллельного класса. И тут он начинает мне писать, что, типа, пока. Потом я поняла, в чем дело, почему он мне написал, что не хочет со мной больше общаться, заблокировал меня. Моя подружка Даша писала гадости про меня, подделала мою переписку и отправила ее Степе. На круглом столе мы обсуждали всю эту ситуацию. Я сразу помирилась, а Даша не хотела со мной мириться и сказала довольно шокирующую вещь: зачем мы должны страдать, если у кого-то кто-то умирает, вообще это не наше дело. Я твоя подруга, и если у меня умирает настолько близкий человек, как моя мама, и ты поддерживаешь меня, тебе тоже может быть плохо. Так что, Даша, я желаю тебе всего самого наилучшего, пожалуйста, отстань от меня, и все.

Николь

Все началось с того, что я написала исследовательскую работу про граффити и про культуру хип-хоп. Мама мне помогала писать. И тогда мы познакомились с ребятами из "Хип Хоп Союза". Я тогда писала маленькие тексты, маленькие рэпы, маленькие панчи. И там мы с Алисой познакомились, начали хорошо общаться как-то сразу, даже писать совместные рифмы, тексты, это неплохо получалось. Мы уже выработали свой стиль.

Для меня школа – это тяжело. Нет, я не отсталая, у меня нет задержек в развитии. Но каждый год, каждый день я чувствую все большую ненависть к школе и всем, кто там замешан.

Каждый считает свои долгом до меня докопаться, до прически. Это чуднО. Например, ехала я в метро, ребенок просто нагло начал трогать мои волосы. Я говорю: детка, пожалуйста, не трогай меня, я не хочу. Его мамка: ты такая грубая, это же мой ребенок. В принципе, мне не нравится чувствовать себя скованно в людных местах.

Случались панические атаки, истерики, потому что эти люди доводили меня до такого состояния. На самом деле это очень страшно. Ладно, у меня не поломалась психика. Но, представляете, эти люди ограничивают других людей – если, например, какая-нибудь девочка надела что-нибудь такое, они могут докопаться. Они могут докопаться до чего угодно. Я не знаю, зачем они это делают, но меня это бесит.

Мне уже не страшно, у меня уже не случаются панические атаки. Мне не грустно, я хорошо себя чувствую. В последнее время вообще не грустно. За несколько месяцев я поняла, что в жизни нет какого-то особого смысла, любому человеку можно замену найти, абсолютно. Но не Курту Кобейну, конечно.

[После школы], надеюсь, у меня с группой все получится. Надеюсь, что смогу не сидеть в каких-то странных офисах.

Чиф

Вопрос про неблагополучных детей – вопрос болезненный, а с точки зрения педагогики, социальной работы – спорный. В каких документах можно употреблять выражение "трудный подросток" или "сложный"?

Наши дети не какие-то суперпрофессионалы, мы не делаем из них звезд, как на шоу "Голос": давай, ты лучший, будь, делай, соответствуй. Мы просто дружим и эти дружеские отношения поддерживаем всячески. Это тоже, кстати, была у нас такая концепция – один возраст, когда нет разницы, стар ты, молод. В какой-то точке находишься, есть общая точка соприкосновения, в которой все просто люди, все занимаются хип-хопом. Это вечные такие подростки. Такая инфантильность – это знак поколения своего рода, кто в 80-х родился, начале 90-х. В этом плане мне просто нравится с ними общаться, учиться у них то, что в хип-хопе называется фреш, свежее. Меня дети научили главному – быть открытым к будущему, ожидать чего-то нового. Потому что у них сейчас такой этап, буквально через несколько лет школу закончат, полная открытая перспектива. Ждать нового, чего-то лучшего, более интересного, свежего.