COVID-19 и производительность труда
Меры, принятые правительствами стран ОЭСР или G20 в 2020 году (на фоне мер карантинных) для поддержания занятости в национальных экономиках, привели к разбалансированию обычной зависимости между общим количеством занятых в экономике и общим количеством отработанных в них рабочих часов. В таких условиях, как отмечают в ОЭСР, для сравнительного анализа динамики производительности труда целесообразнее использовать показатели выработки за один человеко-час (чел/час).
Уровень производительности труда в экономике страны напрямую определяет и общий уровень благосостояния ее населения. Хотя рейтинги одних и тех же стран по обоим показателям, как видим по данным ОЭСР за 2020 год, могут и не совпадать.
В 2020 году общее количество отработанных часов во всех охваченных исследованием ОЭСР экономиках закономерно сократилось. Однако при этом объем выработки за один человеко-час в подавляющем большинстве этих стран (включая Россию), наоборот, заметно вырос, по сравнению с показателями 2019 года. Хотя общая и многолетняя закономерность не меняется: в странах с более высокой эффективностью труда самого рабочего времени требуется меньше.
По уровню текущей производительности труда Россия отстает от стран Центральной и Восточной Европы примерно в 1,5 раза, , судя по данным ОЭСР, от стран еврозоны – более чем в 2 раза. А в целом из стран ОЭСР и G20 выработка на одного занятого в экономике выше, чем в США, оказалась в 2020 году лишь в двух.