Электроэнергетика: отделение сетей тарифы не повысит

Большей проблемой для российской электроэнергетики, чем дефицит самой энергии, является нехватка передающих мощностей

В ходе реформы российской электроэнергетики предполагается ее разделение на три сегмента – производство электроэнергии, передачу и распределение. РАО «ЕЭС России», как единый государственный холдинг, по планам, прекратит существование в 2008 году. Тем не менее, выделение из его структуры сетей электропередачи может произойти и раньше.


Прошлой зимой сразу в нескольких регионах России ограничивали подачу электроэнергии. Энергетики не исключают новых ограничений и предстоящей зимой, хотя, по прогнозам, она будет довольно теплой. Эксперты полагают, большей проблемой для российской электроэнергетики является, скорее, нехватка передающих мощностей, нежели дефицит самой электроэнергии в отдельных регионах.


Электроэнергии действительно может не хватать в отдельных регионах – например, в Москве, Санкт-Петербурге или Тюмени, говорит аналитик инвестиционной группы «АТОН» Дмитрий Скрябин, но ведь есть регионы, где ситуация обратная. В Сибири, на Кольском полуострове или в Волжском регионе немало избыточных мощностей производства электроэнергии, которая теоретически может быть передана в другие области, энергодефицитные, будь в наличие необходимая передающая инфраструктура. «Пока таковых линий нет. Поэтому в целом по стране первая проблема, скорее, - дефицит передающих мощностей, а не генерирующих».


Прибыльная уже сегодня


Еще до того, как в рамках реформы отрасли прекратит существование единый государственный холдинг РАО «ЕЭС России», из его состава может быть выделена Федеральная сетевая компания (ФСК). По планам, государство в будущем сохранит за собой не менее 75% ее акций. ФСК уже сегодня, будучи еще в составе холдинга, вполне прибыльная компания, отмечают аналитики. В 2005 году ее чистая прибыль составила 75 миллионов долларов. Но если очевиден дефицит в стране сетей электропередачи, необходимо строить новые.


«Для финансирования этого строительства могут быть повышены и сами тарифы на услуги компании. Соответственно, чем больше нужно построить, тем выше должен быть тариф, - продолжает Дмитрий Скрябин. – Но вряд ли это повышение окажется радикальным».


Для реализации инвестиционной программы, которая намечена на ближайшие 5-7 лет, ФСК придется, конечно, привлекать новые деньги, отмечает руководитель аналитического управления инвестиционной компании «Антанта-Капитал» Денис Матафонов: «Но их источниками станет, в первую очередь, государственный бюджет, а также заемные средства, которые компании охотно предоставляют банки, инвесторы, покупая ее корпоративные облигации».


2% общего тарифа


Даже «выделенная» сетевая компания останется в собственности государства, которое, как и сейчас, будет устанавливать тарифы на передачу электроэнергии для генерирующих компаний. То есть сектора энергетики, который становится частным, за вычетом атомных и гидростанций. Механизм установления этих тарифов сегодня – себестоимость плюс минимальная прибыль на собственное развитие компании. В ближайшие годы этот механизм вряд ли изменится, полагает Денис Матафонов. Но в более долгосрочной перспективе, по его словам, Россия, несомненно, перейдет к более прогрессивным схемам установления тарифов, среди которых - установление нормы прибыли на собственный капитал. «Именно так регулируются сетевые компании по всему миру. Тем не менее, в России, на мой взгляд, такой переход, вряд ли произойдет ранее, чем через 10 лет».


В общей структуре тарифа на электроэнергию в России сегодня доля тарифа на транспортировку крайне незначительна и в среднем по стране не превышает 5%, отмечает Дмитрий Скрябин: «Например, в Москве тариф для населения – примерно 1,8 рубля за один киловатт-час. При этом тариф собственно на транспортировку составляет порядка 4 копеек за киловатт-час, то есть чуть больше 2%. И в дальнейшем эта доля вряд ли существенно изменится».


Не исключено, что уже в 2007 году доля «нерегулируемого» рынка электроэнергии в России может увеличиться до 30% от общего ее потребления, то есть примерно в 2,5 раза по сравнению с нынешней. Но главной причиной роста тарифов на электроэнергию в целом станет в ближайшие годы не столько либерализация этого рынка, сколько рост внутренних цен на газ, которые «Газпром» в перспективе хотел бы довести до среднеевропейского уровня, разумеется, за вычетом расходов на транспортировку, говорит Денис Матафонов: «Пока на ближайшие два года темпы роста тарифов на электроэнергию установлены на уровне 6,5-8% в год. Но уже ясно, что они будут пересмотрены. И мы ожидаем, что фактически этот рост составит 10-12%, что произойдет, в первую очередь, из-за роста цен на газ в России».