Конгресс правозащитников в Москве: по каким причинам в России не складывается гражданское общество

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Андрей Шарый: В Москве сегодня открылся третий Всероссийский гражданский конгресс. На этом форуме лидеры и участники оппозиционной коалиции "Другая Россия" вместе с общественными деятелями и правозащитниками обсуждают Программу гражданского согласия, которую ранее называли Программой национального согласия.



Ольга Вахоничева: Третий Всероссийский гражданский конгресс проходит между двумя датами, знаковыми для российских демократов, - Всемирным Днем прав человека, и днем российской конституции. Политическая общественность больше всего ожидала от конгресса опубликования Программы гражданского согласия, которую разработала группа экспертов оппозиционной коалиции "Другая Россия". Однако авторы документа представили участникам конгресса предварительные рабочие материалы программы. По словам руководителя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, принять документ можно тогда, когда будут найдены те точки соприкосновения, которые "устраивали бы и правых и левых, и старых и молодых". Именно по этой причине конгресс начал работу в пяти секциях с обсуждения предложений, изложенных в документе. Программная декларация гражданского общества, так назвали документ его авторы, состоит из двух частей - объективной диагностической и конкретной программной. В них, в частности, внесены положения о возврате вкладов населению и об установлении минимальной почасовой оплаты труда, содержатся довольно серьезные радикальные предложения политического толка.


Основные принципы программного документа изложил один из его авторов, сопредседатель Гражданского конгресса Георгий Сатаров.



Георгий Сатаров: Главная ее направленность - это ремонт политической системы, ремонт государственности. А в той части, которая касается сферы экономики и социальной сферы, там задачи бесспорного характера, которые опять же могли бы устроить политиков разного фланга, то есть то, что может объединить людей вокруг такой программы. Мы предлагаем отделить милицию безопасности от вертикали милицейской и сделать ее зависимой от местных органов самоуправления с избираемым, если угодно, шерифом, чтобы и по налогам, и по всему эта милиция зависела от граждан. Мы меняем в принципе концепцию Министерства внутренних дел, оно становится действительно Министерством внутренних дел, а не суперполицией. Мы предлагаем полностью ввести выборность мировых судей, упразднить аппарат правительства как орган, дублирующий министров и при этом безответственный.



Ольга Вахоничева: Георгий Сатаров не исключил, что программа может стать предвыборной платформой единого кандидата от оппозиции на предстоящих выборах. При этом он отметил, что это лишь версия гипотетическая, и на сегодняшний день каких либо конкретных кандидатур у "Другой России" пока нет.



Георгий Сатаров: Если такой кандидат будет, и если процедура, по которой этот кандидат возникнет, нас устроит, если ему эта программа придется, то почему нет? Я и мои коллеги исходим из тезиса о том, что для страны сейчас гораздо важнее процедура, по которой определяется президент, чем фамилия этого президента.



Ольга Вахоничева: Самое больше опасение оппозиции - введение преемника. По словам Георгия Сатарова, когда в России свернута демократия и наступил кризис политической конкуренции, Программа гражданского согласия - один их тех документов, который способен поменять ситуацию. "У нас нет обольщения, что программа начнет реализоваться в полном объеме в результате победы единого кандидата от оппозиции, - говорит Георгий Сатаров, - но есть полная уверенность, что она может поменять планку отношения избирателей к тому, что предлагают другие политики".



Георгий Сатаров: У избирателя появится возможность говорить политикам следующее: "Смотрите же, есть такая программа, и там все ясно, конкретные шаги, предлагается то-то и то-то. А что за тягомотину вы нам предлагаете?" Если эта функция будет выполнена, уже этот документ сработает.



Ольга Вахоничева: Работа делегатов конгресса в секциях шла неспокойно. Участники не соглашались с некоторыми пунктами программного документа или же вносили свои предложения. Одно из таких было озвучено в секции по ограничению преследования за общественно-политическую деятельность. В программе не оказалось вариантов решения такой проблемы, как карательная психиатрия, говорит руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева.



Людмила Алексеева: В той резолюции, которая была выработана, в проекте резолюции надо будет сделать серьезные дополнения. Потому что из пяти выступавших двое говорили об использовании психиатрии для преследования, причем именно для психиатрического преследования. Потому что они сталкиваются со случаями психиатрических преследований правозащитников за их правозащитную деятельность. Этим будет дополнена наша резолюция.



Ольга Вахоничева: Особенно бурно шло обсуждение в секции противодействия расизму, фашизму и ксенофобии. По словам ведущего секцию Гарри Каспарова, у участников нет согласия даже по таким вопросам, как определение национализма и ксенофобии. Что касается документальных предложений по борьбе с национализмом, Гарри Каспаров Радио Свобода сказал следующее...



Гарри Каспаров: Власть фактически сама фашизируется. Власть использует самые омерзительные методы, если говорить о депортациях грузин, использует методику жесткого подавления, как раз характерную для тех движений, националистических, фашистских, с которыми она якобы, эта власть, борется. Поэтому, с моей точки зрения, говорить надо о том, что власть в России потеряла свою демократическую основу. И только излечив вот эту проблему, можно попытаться восстановить нормальные отношения в национальной сфере.



Ольга Вахоничева: Делегаты Гражданского конгресса в целом пришли к выводу, что рабочие материалы можно утвердить в качестве "основы для окончательно принятия документа".