Дональд Рамсфельд прощается с Пентагоном

Сегодняшний день Рамсфельд назвал одним из самых худших для себя на государственной службе



Сегодня теперь уже бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд покидает свой кабинет в Пентагоне. Рамсфельд является одной из самых значительных фигур последних десятилетий в вашингтонском политическом и военном истеблишменте. Он самый старый министр обороны в истории США, и единственный, занимавший этот пост дважды.

Войдет ли Рамсфельд в историю Америки? Можно сказать, уже вошёл. Он – самый старший по возрасту министр обороны в истории США, и единственный в американской истории, прослуживший на этом посту дважды. Он был и самым молодым министром обороны в истории страны, когда вступил в эту должность в 1975 году при президенте Форде. А по общей продолжительности службы он всего 10 дней уступает министру обороны Роберту Макнамаре, судьба которого тоже связана с непопулярной войной – вьетнамской.


Президент Буш и вице-президент Чейни выступили на церемонии проводов в отставку 74-летнего министра обороны, в прошлом лётчика военно-морской авиации, Дональда Рамсфельда. Буш назвал его «одним из наиболее знающих, энергичных и самоотверженных в Америке слуг народа, с которым немало пройдено, включая иракскую войну». «Заслуги Рамсфельда за время пребывания в должности очевидны: не было в Министерстве обороны более глубоких реформ со времени создания этого министерства в конце 1940-х годов», - говорит президент США.


Вице-президент Чейни сказал, что никогда не работал под руководством более строгого начальника и самый большой опыт приобрел, работая у Рамсфельда. Чейни начинал свою политическую карьеру практикантом у Рамсфельда в 1969 году.


Рамсфельд останется в истории как один из стратегов непопулярной иракской войны, в которой уже погибли 2 900 американских солдат. На церемонии прощания Рамсфельд коснулся этой темы: «Заключение наших врагов о том, что у Америки не хватает воли и решимости для выполнения задач, которые требуют жертв и требуют терпения, такое заключение очень опасно, ибо приводит к неверной оценке, к дисбалансу военной силы».


Когда Рамсфельда спросили, какой день он считает наихудшим в своей службе, он назвал два таких дня: день, когда разразился скандал с тюрьмой Абу-Граиб, и 18 декабря – последний день на посту министра обороны США.


Какое наследие оставит после себя Дональд Рамсфельд, ушедший в отставку под шумные залпы критики мировой прессы? Вопрос - известному американскому политологу, сотруднику филадельфийского Института внешнеполитических исследований Майклу Раду:


- Иракский вопрос затмил в глазах многих людей реальное наследие Рамсфельда. Его реорганизация американских вооруженных сил, не исключено, определит развитие армии на десятилетия. Рамсфельд принял начальство над армией, которая была создана для битв с советским блоком: мощные механизированные дивизии, гигантский ядерный арсенал, стратегическая ядерная авиация. Он попытался сделать две вещи - видоизменить структуру вооруженных сил, превратив их в мобильные современные силы. Он уменьшил численность дивизий, радикально увеличил долю войск специального назначения, которые продемонстрировали свою эффективность в Афганистане во время кампании против «Талибана». Во-вторых, он начал менять ментальность армейского командования, внушая генералам идею о том, что со старыми понятиями о приоритетах, о престиже тех или иных родов войск надо расставаться. Не случайно, что по его рекомендации впервые на самый высокий военный пост – председателя комитета начальников штабов – был назначен Питер Пэйс, генерал морской пехоты. Рамсфельд прекрасно осознавал, что вооруженным силам для успеха в будущем требуется не только изменение стратегических доктрин, но и, так сказать, культуры мышления армейского руководства.


- Не парадоксально ли, что Рамсфельд, достигший статуса поп-звезды в момент успехов в Афганистане и Ираке, когда его пресс-конференции притягивали десятки миллионов зрителей, сейчас, самый, грубо говоря, шельмуемый американский политик и дома, и за границей?


- И это большая несправедливость, на мой взгляд. Известно, что прессе нужны герои и злодеи. Рамсфельд – удобный объект, поскольку он был лицом иракской кампании. Но ставить ему в вину иракские неудачи – сильная натяжка. Его винят в том, что он отправил армию в Ирак неподготовленной к долгой изнурительной борьбе. Но это сомнительный упрек, многие профессиональные военные вам скажут, что успеха можно было добиться и теми силами. Я думаю, он совершил две серьезные ошибки, во-первых, приняв тактические рекомендации некоторых генералов, не сумевших верно оценить ситуацию в Ираке после падения Саддама Хусейна, во-вторых Рамсфельд не смог настоять на том, что последнее слово в Ираке остается за армией. В результате окончательные решения во всем вопросам принимал гражданский администратор Пол Бремер, многие из его ошибок были переложены на плечи Рамсфельда.