Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие военно-политический эксперт Александр Гольц.
Андрей Шарый : О перспективах российско-американского сотрудничества в области создания противоракетной обороны я беседовал с известным московским военно-политическим экспертом Александром Гольцем.
Александр Гольц : Более чем сомнительно, что здесь есть возможность для военно-технического сотрудничества. Дело вот в чем. Американцы создают свою систему ПРО, исходя из идеи, что перехват будет осуществляться в космосе и ракета-перехватчик будет выводить некий прибор, который уничтожит ракету силой кинетического удара. Очень сложная техническая вещь - надо попасть пулей в пулю. Россия, которая, напомню, единственная страна, которая обладает на сегодняшний день стратегической ПРО, защитой от стратегических ракет, исходит из того, что при нанесении ядерного удара по Москве, наши ракеты-перехватчики произведут в космосе ядерный взрыв, который и уничтожит ракеты, приближающиеся к Москве. Концепции разные.
Сотрудничество, это уже было проговорено, возможно в сфере ПРО театра военных действий, когда с помощью мобильных средств перехвата (в нашем случае это комплексы С-300, С-400) осуществляется перехват ракет в каком-то ограниченном регионе. Это не стратегическое ПРО. Если разговор пойдет всерьез, то в области стратегической ПРО возможно только сотрудничество в сфере раннего предупреждения.
Андрей Шарый : А если поставить вопрос по-другому? Новые элементы американской системы противоракетной обороны, которые планируется разместить на территории центральноевропейских стран Чехии и Польши, они каким образом влияют на безопасность России или на ее возможность участвовать в этой системе противоракетной обороны?
Александр Гольц : Конечно, в случае, если бы была, допустим, достигнута договоренность между Россией и Соединенными Штатами о сотрудничестве, гораздо более разумно было бы использовать в целях предупреждения о ракетном пуске из Ирана российскую станцию, которая находится в Габале в Азербайджане.
На мой взгляд, и Соединенные Штаты, и Россия в их разговорах о ПРО гораздо больше политики, чем военно-стратегических подходов. Американцы развертывают систему, эффективность которой более чем сомнительна. Это явно политическое решение, которое должно показать приверженность администрации идее защиты Америки, может быть, единственная идея администрации Буша, которая не вызывает в Америке сильного протеста. В то же время показать, что в Европе еще есть страны, которые идут в кильватере американской политики.
Та ПРО, которую американцы надеются развернуть в начале следующего десятилетия, никаким образом не угрожает ядерным силам России, которые Россия будет иметь в следующем десятилетии. Во-первых, американские перехватчики, размещенные в Европе, не имеют шансов догнать наши ракеты в случае обмена ядерными ударами, если мы мыслим о немыслимом. К 31 декабря 2012 года Россия должна обладать 1700 ядерными боеголовками. Американцы предполагают к этому времени развернуть не более сотни ракет-перехватчиков.