«Членство в ВТО – один из немногих инструментов давления США на Москву»

Поправка Джексона-Вэника в отношении Москвы, которая препятствует торговым отношениям России и США, будет, вероятно, отменена в ближайшее время. По словам министра торговли США Карлоса Гутиерреса, который выступал накануне на ежегодной инвестиционной конференции Американской торговой палаты в российской столице, этого требует вступление России во Всемирную торговую организацию.


Впрочем, вступление России в ВТО в этом году вряд ли состоится, поскольку от Кремля требуют следовать правилам, которые чужды ее политической и экономической системе. Так американские наблюдатели прокомментировали заявление министра торговли США о том, что Вашингтон привержен идее присоединения России к ВТО до конца года.


Почему, несмотря на поддержку России западными столицами в этом вопросе, присоединение Москвы к мировому торговому сообществу все время переносится на более позднюю дату, Радио Свобода попытася ответить содиректор Центра российских исследований Гарвардского университета, профессор Маршалл Голдман:
- Потому что в торговых отношениях между США и Россией остается напряженность, мало того, она даже возрастает. Взять хотя бы запрет на импорт американской курятины, возмутивший американских производителей сельскохозяйственной продукции, нежелание Москвы позволить американским банкам открыть свои филиалы в России, разочаровавший финансовую индустрию, попрание Россией прав на интеллектуальную собственность - источник негодования компьютерной промышленности и Голливуда.


- Но ведь по многим из этих вопросов России и США уже удалось договориться, например о присутствии иностранных компаний в российском банковском секторе. Откуда возникают новые противоречия?
- Попытка Москвы вступить в ВТО дала выход этим эмоциям. Интересно, что уже после того, как Москва и Вашингтон, казалось, договорились, вдруг всплывает история с судебным преследованием одной из самых уважаемых американских аудиторскую фирм с безупречной репутацией – Price Waterhouse Coopers, которую подозревают в причастности к налоговым махинациям ЮКОСа. Добавьте к этому отказ компенсировать убытки, понесенные компанией Motorola из-за незаконной конфискации ее мобильных телефонов. Трудно представить, что американское правительство сможет закрыть на все это глаза. Российское членство в ВТО – один из немногих инструментов давления на Москву, и до тех пор, пока она будет продолжать попирать права американских фирм, останутся серьезные препятствия на ее пути в ВТО.


- А есть ли у западных столиц искреннее желание видеть Россию членом ВТО, как вы считаете?
- Думаю, да. Потому что многие считают, что чем больше Россия будет интегрирована в мировую экономику, если она будет больше экспортировать и инвестировать, то она скорее станет, как любят говорить россияне, цивилизованной страной, следующей международным законам и юридической практике. Естественно, западные экспортеры хотели бы уничтожения торговых барьеров для своих товаров. Кстати, не надо забывать об оппозиции Всемирной торговой организации внутри России со стороны ее собственных производителей. Хотя, я думаю, и они выиграют, если в результате членства Европа не сможет вводить запрет на импорт российских товаров. Иными словами, членство России в ВТО – во всеобщих интересах. Однако я сомневаюсь, что эта цель будет достигнута до конца нынешнего года, потому что остается много неразрешенных вопросов, и я буду очень удивлен, если в ближайшие месяцы не появятся новые проблемы.