Игорь Дмитриев. Аристократическая стихия театра

Игорь Дмитриев

29 мая актер Игорь Дмитриев отметил свой 80-летний юбилей. Он родился в Ленинграде, в 1948 году окончил Школу-студию МХАТ. Почти 20 лет проработал в театре имени Комиссаржевской, где играл преимущественно роли классического репертуара. Затем работал в других ленинградских и петербургских театрах, всего сыграл около 150-ти ролей, около 70-ти ролей — в кино. Первая значительная роль в кино — в 1958 году в фильме «Тихий Дон». Среди других известных ролей Дмитриева в кино — в фильмах «Звезда пленительного счастья», «Гамлет», «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Приключения принца Флоризеля», «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», последняя до сего времени его работа — в картине 2006 года «Знаки любви». Он народный артист Советского Союза, лауреат многих профессиональных наград.


Об Игоре Дмитриеве говорит корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская: «Сказать "Игорь Дмитриев" значит сказать "актер". Но было в этом "актер" (наверное, это всегда замечали даже деревенские дети, видевшие его по телевизору) нечто настолько барственное, настолько аристократическое, что, с одной стороны не вызывало сомнений в своей подлинности, с другой — граничило с гротеском. И действительно. Игорь Дмитриев — потомок аристократа и дворовой девушки, а вырос он не только в семье актеров, но практически в театре. Все-таки это что-нибудь да значит — четырехлетним мальчиком увидеть свою маму, танцующей на арене цирка! Другое дело, что не все маленькие мальчики, у кого мамы танцуют, становятся большими актерами. И, конечно, не всем удается сохранить природный аристократизм, пройдя сквозь горнило школьной самодеятельности и пионерский ансамбль "Песни и пляски".


Этот артист с неподражаемыми манерами, которые явно доставляют наслаждение ему самому, с характерными бархатными модуляциями голоса для меня, и я уверена для многих, был частью декорации того мира, в котором все мы выросли. Когда посреди натужно экранизированных производственных романов и сводок об уборок зерна вдруг возникала эта изящная фигура, двигавшаяся по законам совсем другого мира, это было доказательством того, что тот мир существует. Они играл вместе с великой Марией Бабановой, с Иннокентием Смоктуновским, с Олегом Далем. Работал на радио, где с его участием 17 лет подряд звучала знаменитая передача "В легком жанре", где он переиграл чуть ли не всю классику и возродил жанр мелодекламации. Между прочим, на 17 лет расставался с театром, но, что еще удивительнее, смог вернуться в него, войти второй раз в ту же воду, как утверждают театральные критики, — блистательно и без потерь.


Можно любить или не любить Игоря Дмитриева как артиста, но нельзя отрицать, что он является частью самой стихии театра. Вот он только обернется, посмотрит через плечо, поднимет бровь строго, иронично и весело и тут же понимаешь — это театр».