Годовщина катастрофы в Иркутске: следствие не завершено

В иркутской авиакатастрофе погибли 124 человека - пассажиры и экипаж лайнера А-310



Год спустя после авиакатастрофы в Иркутске аэробуса А-310, принадлежавшего компании «Сибирь», решены еще не все вопросы с компенсациями пострадавшим и не завершено следствие по этому делу.

Первоначально экспертами выдвигалось несколько версий неудачного приземления лайнера: плохие погодные условия, короткая взлетно-посадочная полоса, скользкое покрытие, отказ реверсов, гидросистемы и, соответственно, тормозов. Но прошло несколько месяцев, и в мае этого года Международный авиационный комитет, проведя расследование, вынес свое решение. Его проанализировал председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров: «После приземления самолета командир каким-то образом переместил рычаг тяги одного из двигателей в положение из минимальной тяги, которая необходима на посадке, в положение взлетной тяги, то есть практически максимальной. К сожалению, комиссии не удалось установить, и, наверное, уже никогда не будет установлено, чем это было обусловлено. Но очевидно, что командир это сделал непроизвольно и бесконтрольно. В чем была причина этого перемещения, что обусловило эту ошибку – этого комиссии напрямую выявить не удалось. Она только определила целый ряд факторов, которые могли бы привести к этому ошибочному действию. Но, к сожалению, окончательного однозначного вывода не существует».


По словам Комарова, комиссия не выявила никаких технических неисправностей, которые могли бы привести к этой трагедии. «Другое дело, что, анализируя весь этот полет, было выявлено довольно значительное количество и недостатков подготовки экипажа, и подготовки самолета, и даже в какой-то степени конструкции самолета, которые в той или иной степени и повлияли. Любая такая трагедия – это ведь целая цепь каких-то обстоятельств, это никогда не бывает просто что-то, произошедшее одномоментно и беспричинно», - говорит эксперт.


Отчет, подготовленный Международным авиационным комитетом, был изучен зарубежными специалистами. Замечаний к документу со стороны Бюро расследований авиационных происшествий Франции, официального представителя государства – разработчика, изготовителя и регистратора воздушного суда, и Национального бюро безопасности на транспорте США, официального представителя государства – разработчика и изготовителя двигателей, не было, отметили в Международном авиационном комитете.


После трагедии аэробуса А-310 в Иркутске в июле 2006 года жизнь погибших пассажиров была оценена в 100 тысяч, а выжившим было выплачено по 75 тысяч рублей. Дополнительные выплаты по искам, которые были поданы по месту прописки авиакомпании «Сибирь», в городе Обь, составили до 200 тысяч рублей. Согласно официальным данным, авиапредприятие заключило мировое соглашение с группой пострадавших и родственниками погибших пассажиров. Его озвучил заместитель директора авиакомпании «Сибирь» по общественным связям Игорь Волков: «Были заключены 25 мировых соглашений с родственниками погибших пассажиров, эти суммы компенсаций уже были полностью выплачены в установленные этими соглашениями сроки. Также было вступление в силу тех судебных решений, которые были вынесены российскими судами в пользу родственников погибших пассажиров. Они были приняты и в полном объеме исполнены компанией “Сибирь”».


Другая часть потерпевших, родственники жертв авиакатастрофы в Иркутске, подали в конце прошлого года гражданские иски о выплате денежных компенсаций в Нью-Йорке - в частности, в связи с тем, что в США затстрахован разбившийся самолет. О том, насколько были успешны действия юристов, рассказывает адвокат Игорь Трунов, представляющий группу пассажиров рейса 778: «Мы с надеждой смотрели на американский суд, ждали того, что американский суд вынесет какое-то решение. Потому что в Америке наработана практика, и практика возмущения вреда жертвам авиакатастроф существенно отличается от практики в России, которой нет вообще, если откровенно говорить. Нью-йоркский суд, к огромному сожалению, отказал в рассмотрении и перенес рассмотрение в Россию. Сейчас в России мы будем ставить аналогичный вопрос. И самое болезненное место – это, конечно, размер компенсации, которую взыскивают наши суды. Наша судебная система минимизирует возмещение вреда. Как правило, наша судебная система на стороне сильного противника – мощных корпораций или государственных должностных лиц».


В свою очередь, представители авиакомпании «Сибирь» официально сообщают, что готовы продолжать работу с пассажирами рейса 778 и членами их семей в надежде прийти к мировому соглашению. Если не удастся решить эту проблему полюбовно, то руководители авиапредприятия и их страховщики готовы исполнить окончательный вердикт суда по каждому исковому заявлению.