В Петербурге открылась выставка "Ленинградский фотоандеграунд"

Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.



Алексей Кузнецов: В Петербурге в Строгановском дворце открылась выставка неофициальной фотографии 1960-1980-х годов "Ленинградский фотоандеграунд". На выставке побывала Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская: Идеологический контроль всей жизни страны Советов распространялся и на фотографию. Как и в других областях искусства, на фотовыставках не могло быть религиозных, социально заостренных, эротических и многих других сюжетов, произведений с так называемой "чуждой эстетикой". Поэтому работы 14 фотографов, представленные на выставке, конечно, могли увидеть свет только на неофициальных вернисажах. Говорит художник, куратор выставки Валерий Вальран...



Валерий Вальран: Восемь из них участвовали в первой, единственной выставке независимой фотографии на квартире Кости Кузьминского. Выставка эта открылась 24 октября 1974 года, за месяц до выставки в ДК "Газа". Костя Кузьминский уже до этого занимался самиздатом, в частности, он издал первый сборник нелегальный Бродского, готовился к отъезду, его квартира находилась под неусыпным контролем КГБ. Выставка в его квартире означала, что ты просто попадаешь в глубокие слои андеграунда, никакой официальной возможности выставляться, публиковаться уже не было. Поэтому восемь участников - это золотой фонд андеграундной фотографии. Это Геннадий Приходько, здесь представлена его языческая серия - обнаженные на фоне северной природы. Но Геннадий Приходько известен тем, что у него самый большой фотоархив всех выставок квартирных, официальных и полуофициальных, ленинградского андеграунда.



Татьяна Вольтская: Другой фотохудожник - Владимир Окулов, женатый на известной диссидентке Юлии Вознесенской, на выставке есть фотография феминистского кружка "Мария", приведшего Вознесенскую в тюрьму. Есть фотографии молодых подпольных поэтов - Охапкина, Кривулина, Ожиганова, Кузьминского, есть город - черные дома, потрескавшийся асфальт, - за один черный цвет это не прошло бы ни на какую официальную выставку, равно как и окрестные свалки - Лев Звягин, серия "Сталкер". Но и изысканные натюрморты, похожие на картины малых голландцев - детали старинной резной мебели, посуда, часы, газеты, кружева соединяются в волшебный мир, абсолютно враждебный советскому духу своей теплотой и человечностью. Для меня символами выставки стали три фотографии - очередь в пивной ларек со спящим пьяным на первом плане, Сергей Подгорков - подвыпившая беззубая старуха с беломориной в руке, счастливо орущая песню на фоне заплеванной площади и туманного силуэта князь-Владимирского собора; и работа Бориса Смелова - портрет фотографа в круглых очках, но с закрытыми глазами: это правда, чтобы видеть по-настоящему, нужно не только внешне, но и внутреннее зрение.