Свет и цвет. «Фотобиеннале 2008» открылось в Москве

Фотографии Эдуарда Буба́ жизненны и сентиментальны

В Москве открылся седьмой международный месяц фотографии «Фотобиеннале 2008», который проводится Московским домом фотографии. Более 60 экспозиций будут представлены в выставочных залах, музеях и на других площадках. Первая крупная выставка биеннале посвящается 60-летию основания фотоагентства «Магнум» (Magnum Photos).


Главные темы фотобиеннале — «удивление», «свет и цвет», 60-летие агентства «Магнум». На пресс-конференции в ГУМе директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова говорила об этих качествах фотографии: «Не случайно, что тема "свет и цвет" пересекается с третьей темой нашего биеннале, посвященной 60-летию легендарного фотоагентства "Магнум". Работа авторов этого агентства, созданного когда-то Анри Картье-Брессоном и Робером Капа, чья фотография изменила вообще направление всей мировой фотографии второй половины ХХ века, всегда показываются на наших фестивалях, они открывали фотобиеннале в 1996 году, когда мы показывали выставку Анри Картье-Брессона и выставку "Магнум" "Синема". За эти годы мы показали 16 проектов "магнумцев"».


А в выставочном комплексе «Винзавод» показывают пятерых современных фотографов «Магнума» — это Гарри Груйер, Ги Ле Керек, Лиз Сарфати, Алек Уэбб, и единственный русский — Георгий Пинхасов: «Ги Ле Керек — это классическая черно-белая фотография. Его выставка — "Джаз — от J до Z". На ней вы увидите легендарных джазменов. Ле Керек обожает джаз».


В первый день бьеннале обычно открывается несколько итальянских и французских выставок, как правило, элегантная черно-белая фотография 40-60-х годов, таков, например, Эдуард Буба в «Манеже». О нем говорит арт-критик Ольга Кабанова: «Я в очередной раз купила календарь с фотографиями Буба, потому что они настолько жизненны, они настолько сентиментальны, мягки, это такой вот эквивалент песен Пиаф, которые никогда не устареют».


Арт-критик и куратор Михаил Сидлин из первых выставок бьеннале рекомендует смотреть Ли Фридландера и Джима Дайна в Московском музее современного искусства: «Ли Фридландер — абсолютный классик американской фотографии. На самом деле американская фотография у нас выставляется значительно реже, чем, скажем, французская. Ли Фридландер — один из тех фотографов, которые выработали совершенно новый язык фотографии в 50-60-х годах ХХ века, фотографии динамической, то есть с неожиданным взглядом, с нестандартным ракурсом. И это такая фотография, которая, собственно, и обозначает собой вот эту новую эпоху 60-х, которая в Америке, наверное, начинается немножко раньше, потому что для Америки это скорее эпоха бита и битников. Эта фотография ассоциируется именно с поколением бита».


Звездные выставки бьеннале — это фотографии братьев Люмьер, турок с международной карьерой Гексин Сипахиоглу о студенческой революции мая 1968 года и выставка самого дорогого фотографа мира Андреаса Гурски. Они откроются в апреле.