В Санкт-Петербурге закрывают школы, привлекательные как объекты недвижимости

Сергей Сенинский: В Санкт-Петербурге были закрыты уже несколько школ, которые занимали здания, привлекательные как объекты недвижимости. И поэтому родители одной из школ, закрываемых теперь на капитальный ремонт, сомневаются, смогут ли их дети вернуться после ремонта в ту же школу? Из Санкт-Петербурга - Татьяна Вольтская:




Татьяна Вольтская: В самих словах "капитальный ремонт" вроде бы нет ничего страшного, наоборот, казалось бы, в обновленной школе детям должно быть лучше. Но простая логика, к сожалению, идет вразрез с непростым опытом последних лет, когда в Петербурге, несмотря на многочисленные протесты родителей, были закрыты одна за другой несколько школ. Иногда все начиналось именно с капремонта, а заканчивалось потерей школы. А вот в школе для глухих и глухонемых детей капитальный ремонт как раз был недавно сделан, тем не менее, школу прямо посреди учебного года выселили из центра Петербурга в Калининский район. Видно, повод был исключительный: в бывшей школе разместили службу охраны Конституционного суда. Дом на Звенигородской улице - бывшее реальное училище и гимназия Штемберга. Коррекционная средняя школа 10 появилась там во время войны, в 43 году, большинство детей, которые еще недавно там учились, - инвалиды. Чиновники объяснили, что здание школы "не удовлетворяет современным требованиям", зато в новом здании не было даже столовой, и ремонт шел параллельно с учебой. На окраине города нет станции метро, обещанный подвоз детей организован не был. Протесты родителей остались втуне. Говорит депутат трех созывов Законодательного собрания Петербурга, секретарь Правозащитного совета города Наталия Евдокимова.


Наталия Евдокимова: Это действительно очень важно, когда социально незащищенные деньги, а уж плохо видящие, плохо слышащие даже уже нечего говорить. Конечно, нужно согласовывать все изменения с родителями. Важно, что мы сегодня этот вопрос подняли для того, чтобы каждый этот случай потом отслеживать.


Татьяна Вольтская: Историй, связанных с расформированием школ, в городе немало, и неудивительно, что родители детей из школы 328 Невского района, забеспокоились, узнав, что школу закрывают на год на капитальный ремонт. Дело в том, что школа находится в замечательном месте - в здании Куракиной дачи, памятника XVIII века, в окружении парка. Появилась информация, что вблизи школы, на месте гостиницы "Речная" собираются строить многофункциональный комплекс площадью в 200 тысяч квадратных метров. По мнению экспертов, эта территория вдоль Невы недооценена, а участок, отведенный под строительство, имеет ряд неоспоримых преимуществ. Это и заставило родителей задуматься – а вернется ли школа на прежнее место? Вот какой ответ дала пресс-секретарь городского комитета по образованию Лариса Кузьмина.


Лариса Кузьмина: Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 19 июня 2007 года № 685 определены очередные 19 образовательных учреждений для капитального ремонта. В этот список вошла и школа № 328. И 1 сентября 2009 года учебный процесс в здании школы № 328 будет возобновлен.


Татьяна Вольтская: И все же у родителей, на встрече с которыми была зачитана эта официальная бумага, остался осадок - если все так хорошо, почему пресс-секретарь комитета по образованию немедленно удалилась, не согласившись ответить на вопросы? Есть и другие тревожные моменты - например, отсутствие согласования ремонта с Комитетом по государственному использованию и охране памятников - КГИОПом. Говорит выпускник 328 школы Максим Левин.


Максим Левин: Я был в гостях у компании генерального подрядчика строительства. Меня знакомили с документами и один из этих документов вызвал достаточно серьезные вопросы. В задании по проектированию и проведению работ черным по белому написана строчка о том, что все в принципе работы, которые необходимо проводить в рамках капитального ремонта школы, необходимо согласовывать с КГИОП. В виде такого согласования мне почему-то был предоставлен документ о том, что да, КГИОП подтверждает – необходимо согласовывать. И собственно, больше никаких следов уважаемого ведомства не было обнаружено. То есть визы КГИОП там почему-то нет.


Татьяна Вольтская: Представители КГИОП на письменный запрос не ответили, на встречу с родителями не пришли. Но даже если представить себе, что никакой задней мысли за капитальным ремонтом школы нет, родители категорически не согласны с тем, как организован учебный процесс на время ремонта, в какие школы отправляют их детей. Говорит представитель инициативной группы родителей Ирина Горяченкова.


Ирина Горяченкова: Детский вопрос решен неудачно. Подписи за капитальный ремонт мы отдали с большим воодушевлением, но они, к сожалению, были выданы как подписи за согласие на переезд в Рыбацкое. Дело в том, что дети с 5 класса, которым 10 лет исполнилось, в Рыбацкое самостоятельно добираться не могут. У многих родителей дети учатся в разных классах, то есть у нас много многодетных семей, которые возят и в начальную школу и вынуждены будут везти в Рыбацкое. Соответственно дорога до школы будет представлять огромную трудность. Потому что отвезти его на улицу Бабушкина в 331-ю в первый класс, у нас есть такие в нашем классе и потом поехать в Рыбацкое – это еще полтора часа дороги. Поскольку транспортная проблема была лишь обозначена с января месяца, был послан запрос и до сих пор не получен ответ. Три тысячи рублей в месяц примерно на маршрутки – это достаточно серьезная сумма, которая за 8 месяцев превращается в 24 тысячи рублей. Сумма для бюджета семьи очень большая, тем более для бюджета учителей. Из соображений безопасности. Невский район и так является достаточно криминогенным, но та 574 школа, куда нам предлагают переехать, она лидирует по количеству приводов несовершеннолетних в милицию и по количеству фактов детской преступности и наркомании, поэтому опасения родителей достаточно серьезные. Обстановка достаточно непростая с тем, что пропадают дети, с тем, что страшно отпускать в новый район. И мы эти вещи воспринимаем очень серьезно, этот вопрос считаем важным. Следующее – деление школы на три части. Взаимозаменяемость учителей начальной школы также невозможна, поскольку первый и четвертый классы остаются в 331 школе, которая находится на углу улиц Шелгунова и Бабушкина, вторые и третьи классы будут расположены в школе около метро Ломоносовская. Возникает вопрос, что четвероклассники, второклассники и третьеклассники будут разделены. Начальная школа у нас учителя английского языка одни и те же, поэтому они в любом случае должны ездить и в Рыбацкое, и к нам в начальную школу и заменять учителей во время болезни будет невозможно. Теперь подготовка к первому классу в школе, ведут профессиональные педагоги и люди сознательно сюда идут, то есть школа востребована. Открывается всего два класса, вероятно, нет возможности разместить первоклашек в какой-либо школе.


Татьяна Вольтская: По сведениям родителей, полученным из официальных источников, в районе есть школы с лучшей репутацией и с большими резервами, которые могут принять большее число детей, но районная администрация упорно предлагает им ту школу, куда они не хотят. Говорит начальник отдела образования администрации Невского района Елена Владимирская.


Елена Владимирская: Адрес 574 школы в Рыбацком, действительно здание удалено. Но на сегодняшний момент школа эта не заполнена до конца детьми по своей проектной мощности. Для того, чтобы сохранить специфику английской школы, нужно в течение года предоставлять помещения для занятий по английскому и другому иностранному языку. Три класса, на три группы делится класс. Каждая группа соответственно располагается в отдельном помещении. 574 школа имеет возможность принять самое большое количество детей и самое большое количество педагогических работников в свои стены.


Татьяна Вольтская: Родители не считают, что администрация сделала все, что могла, - говорит заместитель председателя родительского комитета Юрий Ермакович.


Юрий Ермакович: 19 июня 2007 года было постановление о капитальном ремонте школы. С сентября родители производили периодические атаки администрации. Я так понимаю, что если бы вопрос был рассмотрен своевременно, то его можно было бы решить с наименьшими потерями. То же здание УПК, которое находится между станциями метро Ломоносовская и Куракиной дачей. Буквально 17 сентября 2007 года был подписан договор аренды Университет сервиса и экономики. То есть администрация не приложила никаких усилий, чтобы просмотреть все возможные варианты. И свое решение выдала спустя полгода как готовое решение, с которым, к сожалению, мы не согласны.


Татьяна Вольтская: Беспокойство родителей за школу не безосновательно, - считает Максим Левин.


Максим Левин: Знакомясь с материалами прессы в целом по России, например, мне сегодня сообщили, что в одном из регионов чудесным образом вообще за два года ликвидировано больше ста школ. Была на территории города неплохая школа № 142, которая располагалась и была построена одновременно с созданием администрации Калининского района на Арсенальной набережной. Ситуация напоминает нашу. Но тем не менее, в течение двух-трех лет искусственно сдерживался прием детей в первые классы, количество обучаемых детей было снижено значительно, здание было признано аварийным. Здание строилось в одно и то же время, что и здание администрации Калининского района. И вот рядом стоящее здание администрации Калининского района, с ним все хорошо, оно, слава богу, стоит не один десяток лет. Здание школы признается аварийным, на данный момент здание снесено. Попытки родителей через суд отстоять права детей на то, чтобы их перевели в другое здание хотя бы, собственно говоря, ничем не увенчались. На данный момент школы 142 в Санкт-Петербурге не существует.


Татьяна Вольтская: Проявляют ли родители активность в школьных вопросах в других странах, и прислушиваются ли к их голосу? Говорит наш корреспондент из Берлина Юрий Векслер.


Юрий Векслер: Во всех видах школ законом Германии предопределены для родителей практически неограниченные права участия в принятии решения, которые затрагивают обучение, и таким образом дальнейшую судьбу их детей. Родители, можно сказать, в законодательном порядке организованы в советы на всех уровнях, и не только внутри школы, но и на региональном и земельном уровнях. То есть официальные представители родителей законно принимают участие во всех процессах и решениях властей относительно школьного образования. Принимают, конечно, не всегда с правом решающего голоса, но они, родители, имеют право на своевременное получение информации о готовящихся нововведениях и окончательное решение никак не может быть вынесено на всех уровнях без заслушивания позиции соответствующего совета родителей. Известно, что школьные власти стараются избегать конфликтов и часто наступают на горло собственной песне, принимая решение в угоду родительским комитетам даже в тех вопросах, в которых мнение родителей не является по закону решающим. Конфликты родителей с руководством школ и с государственными надзорными учреждениями иногда становятся предметом судебных разбирательств, где шансы родителей любой юрист заранее будет рассматривать как более высокие, настолько велика правовая база защиты интересов родителей. Примеры закрытия властями школ в Германии есть, но все они, как правило, касаются начальных школ вследствие их нерентабельности для властей. Обычно такое решение планируется задолго до его претворения в жизнь и опирается на статистику уровня рождаемости в конкретной местности в определенный периоды. Другие поводы закрытия школ, например, конфликт интересов по поводу владения зданием, в Германии практически невозможны. И уж во всяком случае право выбора школы остается за родителями. Исключение составляет только начальная школа, посещать которую детям предписывается на основе адреса места жительства. Эта старая традиция теперь уже тоже не везде соблюдается, в некоторых землях она отменена, а там, где существует, родители проявляют большую изобретательность с перепропиской детей, дабы не отдавать ребенка в предписанную, но, например, проблемную, с плохой репутацией школу и стараются направить его в школу, пользующуюся популярностью и заслуженной хорошей репутацией. В местах, где дети живут достаточно далеко от школы, например, в малонаселенной сельской местности, вводятся школьные автобусы, курсирующие в первые два и последние два часа занятий в школе.