Борец, страстный и прямой. Владимир Этуш отметил юбилей

В жизни Владимир Этуш не похож на большинство своих героев — он строгий, жесткий, прямой человек

6 мая в Московском академическом театре имени Вахтангова чествовали Владимира Этуша. Народному артисту Советского Союза, бывшему ректору театрального училища имени Щукина, исполнителю сотни театральных и киноролей, многие из которых разобраны зрителями на цитаты, исполнилось 85 лет.


«Аполитично рассуждаешь, аполитично рассуждаешь, клянусь, честное слово! Не понимаешь политической ситуации. Ты жизнь видишь только из окна моего персонального автомобиля, клянусь, честное слово! Двадцать пять баранов в то время, когда наш район еще не полностью рассчитался с государством по шерсти и мясу!», — ораторствовал, торгуясь, герой Владимира Этуша в фильме «Кавказская пленница».


Владимир Этуш родился в Москве. Студентом театрального института ушел добровольцем на войну, орденоносец. На сцене играет с 1941 года, с 1945 года — в труппе театра имени Вахтангова, в кино дебютировал в 1953 году в фильме «Адмирал Ушаков». Сейчас у Этуша только одна театральная роль — в спектакле «Дядюшкин сон», который поставлен специально под него. Владимир Этуш, несмотря на возраст, активно защищает интересы актеров в конфликте вокруг Центрального дома актеров.


О Владимире Этуше говорит обозреватель Радио Свобода Марина Тимашева:


— Вот вы думаете, что Владимира Этуша знают все. Не тут-то было. Когда в Дом актера заявились люди с бумагой о том, что этот самый Дом передается в управление Россвязьохранкультуры, то на пороге их встретил как раз Владимир Этуш. И товарищи сурово у него спросили: «А вы, собственно, кто такой?» Кстати, афоризмы из старых фильмов, которыми на весь СССР прославился Владимир Этуш, странным образом подходят к истории про Дом актера.


«А я, между прочим, товарищ Джабраилов, сюда и поставлен, чтобы блюсти государственные интересы. Садитесь… пока», — это тоже из «Кавказской пленницы».


С января по май Владимир Этуш исполняет роль исполняющего обязанности директора в сериале «Кому достанется Дом актера». К ней, как и ко всем прочим своим работам, он относится чрезвычайно ответственно — ходит по судам, общается с руководством Росохранкультуры и Росимущества, иными словами, со всеми теми людьми, несветлые образы которых воплощал на сцене театра и кино. Ему ли не знать всех этих мелких управленцев, серых чиновников в протокольных костюмах и с портфелями никому не нужных бумаг под мышкой, всех, кого он так блистательно высмеивал, наделяя, правда, собственным, им не свойственным обаянием. Играя их в театре и в кино, в жизни Владимир Этуш им противостоял.


И мы тоже не знаем настоящего Этуша, если видели его только на сцене и на экране. Там он — первоклассный комик, простак, выпавший из времени князь в «Дядюшкином сне», мелкий жулик и жалкий обыватель. А в жизни — статный, несмотря на возраст, красавец, очень строгий, жесткий, прямой человек. Его взгляды на современное положение дел в театре — совершенно не модные. С упрямством и отвагой он отстаивает принципы, которые исповедовали Константин Станиславский и Евгений Вахтангов, противостоит режиссерам, приученным любить себя в искусстве, а не искусство в себе.


Наблюдая за Этушем во время собраний в Доме актера, я видела человека очень страстного, справедливого, гневного и грозного. Ветхозаветного пророка. Такой роли ему режиссеры не поручали.


«Я вообще не понимаю, где я нахожусь?! — восклицал Владимир Этуш. — Я не понимаю той атмосферы, которая существует сейчас в нашей стране! Где мы живем?! Скажите мне! Кто нами руководит?! Как нам ориентироваться в этом хаосе, который происходит в нашей стране?!» — так актер выразил свое отношение к тому, как чиновники ведут себя в конфликте вокруг Центрального Дома актера.