В Центральном доме художника на Крымском валу открылась двенадцатая Международная художественная ярмарка «Арт-Москва». Здесь традиционно выставляются только произведения современного искусства. В этом году организаторы ярмарки производили более жесткий, чем раньше отбор галерей-участников. В результате значительно повысился художественный уровень представленных работ.
На «Арт-Москве» произведения искусства не просто выставляют. Их можно приобрести. Из двухсот заявок галерей разных стран мира экспертный совет нынче отобрал только сорок пять.
«Если в прошлом году ярмарка заняла первый раз все площади Центрального дома художника, то в этом году у нас два зала на третьем этаже остались либо пустыми, либо отданы под специальные экспозиции, — говорит директор Центрального дома художника Василий Бычков. — Участники у нас из 12 стран. Было много недовольных, было много вопросов, это была очень серьезная предварительная работа. Наша ярмарка уже достаточно известна, она стоит во всех календарях, можно было предположить, что различные участники из-за рубежа предполагают, что здесь такая трешевая ярмарка, и присылают какую-то ерунду, но, в общем-то, нет, таких галерей, которые вообще не понимают, о чем идет речь, их было не так много, например, как в прошлом году. То есть вот этот отбор все-таки был сделан из людей, которые стремятся участвовать не в салонных ярмарках, а именно в ярмарках актуального искусства».
Одна из самых успешных экспозиций подготовлена московской галереей с нерусским названием pARTner project. Я беседую с ее руководителем Владимиром Фроловым.
— Часть работ вашей галереи до открытия «Арт-Москвы» продано. Чем вы объясняете такой успех?
— Это очень качественные работы. Лонго, например, впервые в России, и коллекционеры увидели много в Европе, в Америке, на других ярмарках и музейных выставках, поэтому когда они узнали, что мы привозим Роберта Лонго, уже до открытия был ажиотаж. То же самое происходит с Клаудией Рогге, которую в последнее время в первый день после открытия на всех ярмарках раскупают полностью тираж. Тираж — всего три, у нас полностью три работы уже выкуплены. Лонго, как я говорил, это уникальные вещи. Некоторые думают, что это фотографии, издалека, но это уголь на бумаге. Надо подойти поближе, для того чтобы понять, насколько это качественно, тонко сделано. Роберт Лонго сотрудничает с ведущими мировыми галереями. Мы горды тем, что мы сейчас тоже представляет Лонго в России.
— Для чего нужна такая имитация? Для чего нужно живописное изображение стилизовать, да так успешно, что не догадаешься, под фотоснимок?
— Здесь нет задачи стилизовать, просто техника такая. Уголь, он черный, бумага белая — и это все нарисовано в реалистичной манере. То есть это найденная Лонго техника, у него была до этого известная серия «Планеты», и эти лица — они как планеты.
— И это лицо кажется тем более значительным и загадочным, что это младенческое лицо.
— Называется «Маленький Джеймс». Я подозреваю, что это его сын.
— А за какую сумму ушла эта работа?
— Большая работа еще не ушла, вокруг нее ходят несколько коллекционеров. 130 тысяч долларов — цена за эту работу, и эта цена и в Америке, и в Европе одинакова.
Ярмарка «Арт-Москва» закроется уже 18 мая.