Новые преследования членов организации «ПОРТОС»: на днях в Люберцах арестована одна из активисток «Поэтизированного Объединения разработки теории общенародного счастья» Юлия Приведенная. ФСБ обвиняет ее в создании незаконного вооруженного формирования. Почти по таким же обвинениям 6 лет назад были арестованы и приговорены к различным срокам лишения свободы и принудительному лечению в психиатрических больницах товарищи Юлии - Татьяна Ломакина, Ирина Деркусова, Юрий Давыдов и Евгений Привалов. Сейчас все они на свободе, а вот Юлии грозит тюремное заключение.
О том, что ПОРТОС - это не только товарищ Д’Артаньяна, а «Объединение разработки теории общественного счастья», россияне узнали в 2001 году - об этом им на целом развороте рассказала «Российская газета». По версии издания, под Люберцами в Подмосковье у «ПОРТОСа» было нечто вроде военизированного лагеря, в котором практиковались телесные наказания нерадивых подростков. Как раз когда двух молодых людей пороли за употребление водки и сигарет (в «ПОРТОСе» это строго запрещено), из засады выскочили сотрудники ФСБ и милиции и арестовали участников экзекуции. Четырех активистов организации признали виновными в создании незаконного вооруженного формирования, лишении свободы и истязании несовершеннолетних, а также в создании общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием. Они были приговорены к 6 годам лишения свободы и к принудительному психиатрическому лечению.
И вот когда история, казалось бы, закончилась (сейчас все портосовцы уже на свободе) сотрудники ФСБ арестовали Юлию Приведенную и сейчас без санкции суда держат ее в изоляторе временного содержания Люберецкого района, рассказал адвокат Юлии Михаил Трепашкин: «Ей вменяют Часть 1-ю 208-й статьи "Организация вооруженного формирования". Несколько раз уже в изоляторе оперативники такую фразу произнесли, что она - "украинская шпионка". Она гражданка России, прописана в Москве уже давно, но они об этом не знают, потому что они “как бы искали, в розыске и так далее”. Хотя по Центральному адресному бюро она гражданка России. Не исключено, что в связи с обострением российско-украинских отношений дана команда уделить особое внимание бывшим и нынешним гражданам Украины. Главное другое: она сейчас находится без постановления суда в заключении под стражей уже восьмые сутки. Будем это обжаловать в Генеральной прокуратуре, в прокуратуре области. Ее содержат под стражей только на основании старого постановления прокурора, которое давно уже недействительно. Сейчас действует новый Уголовно-процессуальный кодекс, который вроде упорядочили, привели к общепринятым нормам международного права, и под стражу может заключить только суд».
Одна из активисток «ПОРТОСа» Надежда Читаева объясняет, что среди идеалов организации - философ Сократ, герой войны Алексей Мересьев и Михаил Горбачев:
– «ПОРТОС» - формирование альтруистов, кандидатов в эволюционирующие люди. Поэтизированное объединение разработки теории общенародного счастья имени офицера группы «Альфа» Геннадия Сергеева. «ПОРТОС» является объединением конструктивного характера, направленным на развитие молодежи, решение экологических и социальных задач. Мы пишем стихи, изучаем психологию, философию, у нас есть экспериментальные промышленные и сельхозпредприятия, на которых мы трудимся по 16 часов в день. Кроме того, мы занимаемся изданием теории счастья, науки о том, как жить счастливо, как сделать наш мир более справедливым. Изучаем статистику. Сейчас наша страна вымирает на миллион в год. 72% людей вообще не верят в возможность каким-то образом выбраться из этой ситуации.
– Кто состоит в вашей организации? Студенты, молодежь, может быть, люди постарше?
– В основном у нас студенческий коллектив, но мы объединяем людей разного возраста. Основная идея: раньше думай о родине, а потом о себе. Это люди, которые неравнодушны к проблемам страны, которые видят, что необходимо объединяться в команду для развития. В одиночку очень сложно выживать и строить нашу страну. Они пишут стихи на тему, что делать для счастья родины, трудятся, своим примером показывают, как надо жить, что делать для того, чтобы наша страна жила разумнее, добрее и человечнее.
– Как происходит ваше общение? В форме каких-то особых собраний или вы просто собираетесь вместе, читаете стихи, дискутируете?
– Мы функционируем постоянно вместе, наши промышленные и сельхозпредприятия, на которых мы трудимся, действуют каждый день, и встречаемся мы ежедневно. Кроме того, каждую неделю мы собираемся, читаем стихи, организовываем мозговые штурмы, тренировки по боксу, каратэ. У нас есть музыкальный ансамбль, все желающие осваивают музыкальные инструменты.
– Дело «ПОРТОСа» - политическое дело, и все обвинения, которые нам выдвигали следствие и суд, были опровергнуты адвокатами. В том числе эти подростки, которые поначалу просили суд признать их потерпевшими, они сами неоднократно приезжали в суд, писали кассационные жалобы, обращались во все инстанции и говорили о том, что их принудили признать себя потерпевшими, что они написали лишнее и не по своей вине, и просили всех отпустить. Мало того, они хотели, просили разрешения вернуться в объединение «ПОРТОС». За решеткой сейчас находится только Юля. Я могу прочитать стихи, которые ей удалось передать уже после того, как она была арестована:
Война ведь, песня может оборваться
С полслова. Так спеши погромче петь.
Чтоб в людях песней доброю остаться,
И буревестником побед лететь.
Чтоб мыслями, словами и стихами
Жизнь сделать человечнее, честней,
Наполнить мир весь добрыми делами.
Необратимо время, поскорей.
Костер побед сильней чтоб разгорался,
В наш факел нужно больше угольков,
Чтоб в трудный век в борьбе не растерялся
И выжил средь засилья дураков.
Неужели пламенные стихи и мозговые штурмы энтузиастов-«портосовцев» вызвали столь пристальное внимание ФСБ к организации и ее активистам? Политолог Владимир Прибыловский в этом не уверен. Скорее всего, дело в плодах труда дружных коммунаров и в земле, которую они арендуют в Подмосковье. От рейдерских захватов сегодня не застрахован никто, тем более трудолюбивый коллектив поэтизированных романтиков, считает Владимир Прибыловский:
– Мне не очень понятно, кто был инициатором последнего мероприятия, а именно ареста Юли, с которой я познакомился в процессе прежних их неприятностей. По-моему, несколько лет назад, когда вообще началось все это дело, там был какой-то коммерческий интерес. У них хотели отнять их довольно-таки процветающее хозяйство или, может быть, не хозяйство, а просто землю. Хозяйство их разграбили, занималась разграблением люберецкая милиция. Где-то там за спиной стояло и ФСБ, потому что обвинения им были предъявлены политические - в неправильных взглядах, в создании вооруженного формирования. Совершенно надуманное было обвинение.
– Тут есть такая некоторая неясность. Я думаю, что сошлось несколько моментов, когда все это дело начиналось: чьи-то коммерческие интересы, кому-то они мешали, желание ФСБ отчитаться об успешной операции. Сроки дали людям большие, и успех получился крупный: экстремистская организация, которая занималась сельским хозяйством и воспитывала трудных подростков.
– То есть, выражаясь современным языком, произошел рейдерский захват?
– Отчасти это был рейдерский захват. Но к этому примешивалась политика, желание ФСБ, у которого не было никаких особых успехов в борьбе с реальным экстремизмом, отчитаться.
– Вы общались с Юлей Приведенной, какое впечатление она на вас произвела? Что это за человек?
– Это энтузиаст, романтик, можно назвать ее фанатиком. Как со всеми романтиками, зацикленными на какой-то одной идее, с ней нелегко разговаривать. Но совершенно безобидный человек.
И после суда над своими товарищами, и после разоблачительных статей в российских газетах «ПОРТОС» продолжает действовать. Его члены по-прежнему ищут формулу общественного счастья в труде и стихах, делают это пусть неуклюже, но искренне. Водка и сигареты в организации под запретом: только трезвый человек, по мнению портосовцев, может создать счастливое общество.