«Китай… Вперед!»: современное искусство поверх Стены

Чань Хуань «Добавить один метр к безымянной горе»

В Москве открылась выставка чрезвычайного модного сейчас во всем мире современного китайского искусства. Работы 19-ти художников экспонируются в нетрадиционном месте — на четвертом этаже торгового дома ЦУМ. Часть произведений в самом Китае запрещена к показу по цензурным соображениям.


В ЦУМе до сих пор не завершена реконструкция. Там, где пока нельзя торговать, уже дважды проходили выставки. Было это в прошлом году, во время Московской бьеннале, когда здесь показывали сначала американский видео-арт, а затем инсталляцию Йоко Оно под названием «Смерть таракана». Но что же будет после того, как обустроят последний отсек, в котором сейчас и разместилась китайская выставка? Фэшн-директор ЦУМа Алла Вербер заверяет: «На четвертом этаже, где находится сейчас выставка, это площади, которые подразумеваются торговыми площадями. Но я думаю, что мы найдем всегда возможность делать такие выставки, как "Китай… Вперед!", и то, что мы делали раньше».


Уже у входа в ЦУМ посетителей встречает гигантская ярко-красная статуя Чена Вэнлина под названием «Гомункулус». У него чудовищно непропорциональная фигура с мощным торсом, короткими ногами и огромной головой. К широко раскрытому рту рупором приставлена ладонь. Кричащее существо — как визитная карточка выставки под названием «Китай… Вперед!». Художники этой страны заняты осмыслением недавней истории Китая и его все возрастающей роли в современном мире. Они изображают бойню на площади Тяньаньмэнь. У них солдаты плывут по кровавой реке под стягом с портретом Мао. Видны только головы, и кажутся они отрубленными. А два знаменитых брата Гао, отец которого погиб во время культурной революции, изобразили Великого кормчего в совершенно карикатурном виде: мало того, что с высунутым языком и носом Пиноккио, так еще и с внушительных размеров женской грудью.


Говорит французский искусствовед, куратор выставки Пиа Коппер (Pia Camilla Copper): «Они все проживают в Китае постоянно, за исключением одного художника, который уже много лет живет в Нью-Йорке, его зовут Джан Хоан, и его работы выставляются в Музее современного искусства в Нью-Йорке, в Гуггенхайм-музее».


— Не бывает ли при этом у художников проблем? Китай все же остается коммунистической страной, а они заняты актуальным искусством.
— Эти художники относительно свободны. Некоторые их работы действительно запрещены правительством, но власти все-таки признают право художника критиковать историю, иметь собственное видение и истории, и современности.