Восстановлен авторский вариант фильма "Андрей Рублев"

Андрей Тарковский (сидит) на съемках фильма "Андрей Рублев", 1971

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Санкт-Петербурге Татьяна Вольтская.

Андрей Шарый: Группа российских специалистов под руководством известного оператора Вадима Юсова восстановила авторский вариант знаменитого фильма режиссера Андрея Тарковского "Андрей Рублев". После окончания съемок в середине 60-х годов этот фильм был запрещен к широкому показу и вышел на экран в ограниченном числе копий только через пять лет, в начале 70-х. Один из первых показов полной версии фильма прошел в Петербурге в рамках Международного фестиваля фестивалей.

Татьяна Вольтская: Тарковский создал свой шедевр в 1966 году, но он не выходил на экраны до 1971 года. За это время картины коснулись ножницы цензуры. И вот теперь она полностью восстановлена на базе киноконцерна "Мосфильм" под руководством оператора знаменитого фильма Вадима Юсова. Говорит директор Фестиваля фестивалей Александр Мамонтов.

Александр Мамонтов: Это восстановленная копия еще с того времени, когда был написан сценарий. Был такой, знаете, обвал критики со стороны историков, искусствоведов, упрекали автора в искажении исторической правды. Идеологическая цензура, которая была в Советском Союзе, углядела клевету на русский народ, смакование жестокости, насилия, некритическое отношение к церкви. Тарковский отказывался от переделок, не стал вырезать какие-то сцены и тогда фильм удачно положили на полку, и в 1969 году картина вне конкурса была показана на Каннском международном кинофестивале. Фильм тогда получил приз международной критики. Под давлением кинообщественности советская власть должна была выпустить этот фильм в прокат ограниченным тиражом, 277 копий, и в декабре 1971 года фильм вышел на экраны. В то время был сделан ряд небольших купюр в этом фильме. В 1988 году фильм был выпущен под новым названием "Страсти по Андрею". Существовали как бы две таких версии.

Татьяна Вольтская: До петербургского показа восстановленная копия Рублева была показана только в Иваново.

Александр Мамонтов: В конце мая этого года, на Втором международном кинофестивале имени Андрея Тарковского в Ивановской области, состоялся первый такой гала-показ под названием "Возрождение шедевра Андрея Тарковского "Андрей Рублев". Это специально восстановленная копия под руководством оператора фильма Вадима Юсова, она уже как бы оцифрованная, эта копия, в новом таком технологическом формате. Там даже некоторые сцены досняты, некоторые сцены добавлены.

Татьяна Вольтская: Но это, наверное, не значит, что нечто было доснято за Тарковского?

Александр Мамонтов: Нет-нет, эти сцены были сняты и вот рабочий материал фильма, он остается, рабочий негатив. Из этого негатива некоторые сцены продолжены, которые были вырезаны тогда из этого фильма. Там ничего никто не снимал под Тарковского, никакие сцены заново не поставлены.

Татьяна Вольтская: О своем давнем знакомстве с нетронутым цензурой "Андреем Рублевым" вспоминает режиссер Алексей Герман.

Алексей Герман: Слава о картине нам, конечно, не давала покоя, но посмотреть ее было совершенно невозможно. Я помню, как я сидел в кабинете министра кинематографии, и стена такая распахнулась, из нее вышла женщина, по-моему, по фамилии Погожева, и сказала, Алексей Владимирович, пора. Тогда он сказал: "Ну что же, Герман, ты здесь посиди, а я поеду, посмотрю опять, как покойники летают". Это была картина "Солярис".

Рублева вообще не могли ни посмотреть, ни подойти, ни с какой стороны. Для того чтобы хоть как-то что-то почувствовать, мы поехали в Москву и нам показали пробы Тарковского, кинопробы, и то там были всякие божественные вещи.

Картину "Проверки на дорога" мы снимали в Твери, в Калинине. Контачили, естественно, с местными артистами, которые у нас снимались. И вдруг они сказали, что не то в пять часов утра, не то в полшестого в местном кинотеатре можно будет посмотреть Рублева.

Вышли. Фонари горят, снежок идет, засыпанный снегом Калинин, огромный кинотеатр, и по тропинкам, протоптанным в этом снегу, идут, идут, идут люди. Ни 10, ни 20, а сотни людей. И мы устремились вместе с ними, сели, заполнили зал. Я до последней секунды был уверен, что это какая-то панама и нам покажут документальный фильм об Андрее Рублеве и, может быть, несколько кадров из Рублева, ничего другого не будет. И вдруг нам показали полноценного Рублева. Мы все это посмотрели, потрясенные вышли и только увидели, как не то в автобус, не то, по-моему, даже в грузовик забрасывают коробки Рублева, закрывают каким-то брезентом. И я тогда пошутил, сказал, скоро у нас будут в стране показывать в Самиздате монумент-скульптуру. На огромных грузовиках будут привозить какие-то блоки, цемент, камни гранита, все это собирать быстро за ночь и утром все это разбирать и увозить на пароходах и поездах.

Татьяна Вольтская: Алексей Юрьевич, какие восстановление купюры вам удалось тогда заметить.

Алексей Герман: Я знал только одну вырезку, я не видел все, чтобы Тарковский так уж искромсал Рублева. Но я знал, что у Ролана Быкова, когда он там прыгает, там голая попка, 30 кадров, 40 кадров, 50 кадров, что война идет ни на шуточку из-за голой попки. Тем не менее, я пошел посмотреть. Думал, сейчас что-то такое будет. Я просто не заметил никакой реставрации. Возможно, я смотрел в Калинине картину до того, как ее трогали ножницы чьи-то.

Татьяна Вольтская: Вероятно, определить и по-настоящему оценить, что именно восстановлено в Рублеве, может только человеку, кропотливо сличающий варианты. С другой стороны, как бы ни были малы восстановленные кусочки, даже малая толика, изъятая, а затем возвращенная шедевру, - это событие.