Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Ольга Вахоничева.
Арслан Саидов: Международные организации, гранты которых до сих пор не подлежали налогообложению, с нового года обязаны будет платить налоги с выделенных западными фондами денег. Постановление об этом подписал премьер-министр России Владимир Путин. В списке освобожденных от налогов останутся только 12 межправительственных объединений. Сейчас же налоговые льготы имеют более ста некоммерческих организаций. Эксперты считают, что это решение правительства носит политический характер и негативно отразится на деятельности иностранных фондов в России, вплоть до их закрытия.
Ольга Вахоничева: Для организаций, работающих в России по определенным налоговым схемам и не только на деньги зарубежных фондов, решение правительства об отмене налоговых льгот ничем серьезным не грозит. К примеру, Всемирный фонд дикой природы, попавший в перечень организаций, лишенных экономической поблажки, работает не только с международным секретариатом, который находится в Швейцарии, но и с другими иностранными партнерами. Говорит финансовый директор фонда Петр Горбуненко...
Петр Горбуненко: Для нашей организации выведение секретариата из списка организаций практически не скажется. На сегодняшний день мы получаем всего 3,7% всего бюджета из Швейцарии.
Ольга Вахоничева: По мнению Петра Горбуненко, крупные неправительственные организации, работающие сегодня в России, совершенно спокойно перенесут эти изменения. Хуже придется региональным представительствам, деятельность которых лишение налоговых льгот поставит под удар. Работающему с западными донорами в режиме пожертвований фонду «Новая Евразия» экономический крах тоже не грозит. Пожертвования налогом не облагаются. Вопрос в другом. Насколько это постановление изменит общую картину западной благотворительности в России, изменится ли состав участников благотворительного клуба и будет ли иметь какие то политические последствия для третьего сектора экономики? Вот что по этому поводу говорит президент фонда «Новая Евразия» Андрей Кортунов...
Андрей Кортунов: Я думаю, что это повысит некую нервозность наших западных партнеров. Вероятно, для тех фондов, которые сейчас размышляют, оставаться в России или уходить, это будет еще одним аргументом в пользу того, чтобы сворачивать деятельность на территории Российской Федерации. Вот это решение может наложиться на те дискуссии, которые сейчас в ряде таких организаций идут, потому что, действительно, ситуация в России сильно изменилась по сравнению с 1990-ми годами, когда большинство этих фондов приходили в страну. Многие считают, что, может быть, западная помощь уже не столько актуальна в силу того, что Россия сейчас обладает собственными ресурсами, и вопрос выживания общества уже не стоит, по крайней мере, в том контексте, в котором он стоял 10-15 лет назад. Поэтому вот это решение, может быть, и не является фатальным для большинства организаций, но оно может быть еще одним аргументом для тех организаций, которые пока что еще не определились с долгосрочными перспективами своей работы на территории Российской Федерации.
Ольга Вахоничева: По официальной версии, правительство пошло на такой шаг с целью упорядочить перечень организаций, гранты которых освобождаются от налогов. По информации интернет-издания Ne wsru. c om, пресс-секретарь главы правительства Дмитрий Песков заверил, что никаких нападок на западные некоммерческие организации правительство не предпринимало. Однако, у неправительственных объединений есть свои версии. Одна из них - активное несогласие организаций с некоторыми решениями властей. Например, сотрудники Фонда дикой природы, накануне приезда комиссии международного олимпийского комитета открыто выступали против строительства некоторых спортивных объектов в Сочи. Однако, эта версия подтверждения не получила, говорит Петр Горбуненко.
Петр Горбуненко: Прошла информация о том, что Владимир Владимирович Путин согласился с предложениями экологов, и принято решение о переносе объектов из той зоны, которую мы... настаивали в 2006-2007 году. Я глубоко убежден, что здесь как раз вопрос не конфликта с конкретными какими-то организациями, а в той линии, которую проводят наши силовики на протяжении последних уже полутора лет, когда начались все эти "шпионские скандалы", когда Госдума начала обсуждать вопрос о том, что там столько-то неправительственных организаций поддерживают террористов и так далее, и так далее. Это все звенья одной и той же цепочки. Но, на мой взгляд, можно было бы решать задачу другим путем, сначала разработав четкие и ясные процедуры включения, затем объявить сроки, когда нужно всем сдать документы, и по истечении всех этих сроков объявить о пересмотре этого списка.
Ольга Вахоничева: Президент фонда «Новая Евразия» Андрей Кортунов, не исключает, что это политическое решение правительства.
Андрей Кортунов: С одной стороны, конечно, понятно желание правительства как-то упорядочить эту деятельность. И вот этот список, который существовал до вчерашнего дня, во многом устарел, он, по всей видимости, нуждался в ревизии, в пересмотре. С другой стороны, я вполне понимаю, что в правительстве есть силы, которые хотели бы максимально ограничить деятельность западных организаций на территории России, которые не видят в этой деятельности плюсов, а видят только минусы, считают, что эти организации занимаются политической деятельностью, вмешиваются во внутренние дела России. То есть такое соображение, безусловно, тоже имеют место. Ну и к тому же, наверное, надо учитывать то, что, скажем, Министерство финансов, другие органы такого типа в силу своей институциональной специфики заинтересованы в том, чтобы у нас было как можно меньше исключений из правил налогообложения, чтобы было как можно меньше льгот. Это распространяется не только на западные фонды, это распространяется на другие организации. Есть общая тенденция упорядочить эту сферу и сократить количество льгот и исключений.
Ольга Вахоничева: Возможное прекращение деятельности зарубежных фондов негативно скажется на жизни россиян, считает Андрей Кортунов.
Андрей Кортунов: Западные организации способны внести в страну значительный ресурс. Сейчас эти ресурсы, скажем, с бюджетами сравнить нельзя. Но мне кажется, тут дело в том, что в России, несмотря на то, что финансовая и экономическая ситуация в стране изменились, существует очень заметный дефицит социальных технологий. Когда мы говорим о национальных проектах, о федеральных программах, и когда чиновники разных уровней жалуются на неэффективность работы отдельных социальных систем, на необходимость внедрения новых моделей и инновационных подходов, то очевидно, что часть этих подходов и моделей должна быть привлечена с использованием мирового опыта. Западные фонды, помимо того, что они финансируют какие-то проекты на территории России, могли бы стать в числе прочего и вот этими механизмами передачи и адаптации имеющегося международного опыта применительно к специфическим российским условиям. Вот эта функция по-прежнему, мне кажется, остается актуальной и в каком-то смысле даже, может быть, более важна, чем она была 10 лет назад, когда Россия была еще не вполне готова к тому, чтобы этот опыт социального проектирования активно использовать. Поэтому если мы на данном этапе потеряем таких посредников, такие передаточные механизмы, если Россия будет закрываться от Запада в этой области тоже, то, мне кажется, ни к чему хорошему это не приведет.
Ольга Вахоничева: Постановление об изменении налогового статуса иностранных неправительственных организаций вступит в силу в новом году. Российские сотрудники фондов надеются, что до этого времени будут приняты меры для смягчения ситуации. Говорит Петр Горбуненко...
Петр Горбуненко: Начиная с 2001 года, когда начала формироваться новая концепция развития государства, провозглашенная Путиным, с гиперцентрализацией и гиперусилением государственных функций, фактически мы проделали гигантскую работу для того, чтобы сохранить прежние позиции, потому что в той концепции, которую тогда разрабатывали, гражданскому обществу практически места не было оставлено вообще. На сегодняшний день мы сохранили позиции, мы сумели противостоять этому. И на сегодняшний день я считаю главным сфокусироваться на диалоге с властью для того, чтобы власть перестала рассматривать третий сектор как угрозу, а начала рассматривать именно как партнеров.
Ольга Вахоничева: Таково мнение финансового директора Всемирного фонда дикой природы Петра Горбуненко.