Прокуратура Дагестана защитила милицию от журналистов

Главному редактору дагестанской газеты грозит тюрьма за нелестную оценку действий милиции


Накануне получила подтверждение информация о возбуждении уголовного дела против редактора одной из оппозиционных газет в Дагестане. Главный редактор газеты «Черновик» Надира Исаева и еще несколько журналистов этого еженедельника попали в поле зрения прокуратуры после публикации статьи о действиях местных правоохранительных органов во время спецоперации. Сразу после той публикации в июле редакция получила предупреждение от прокуратуры по поводу якобы имевших место призывов к экстремистской деятельности и разжиганию ненависти к социальной группе «сотрудники милиции». Теперь дошло и до уголовного дела. Рассказывает Надира Исаева:


«Сейчас прокуратура возбудила уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса - 280-я, часть вторая, это «публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности, осуществленной с использованием СМИ». Грозит срок лишения свободы до пяти лет. И по факту - это 282-я, часть первая, «возбуждение ненависти или вражды» и «уничижение человеческого достоинства». Говорят, что возбудили уголовное дело, и официально сайт прокуратуры уже вывесил это заявление, но лично мне обвинение до сих пор не предъявлено, я знаю, что оно выслано по почте».


В предупреждении прокуратуры, по ее словам, упоминалась статья «Террорист №1», которая вышла в первых числах июля, после спецоперации в Махачкале на проспекте Акушинского. «Мы подвергли сомнению спецоперацию, проведению силовиками, и мы утверждали и утверждаем, что это были невинные жертвы, и милиция не знала, кого она там блокирует, кого убивает, потому что постоянно поступала противоречивая информация о том, кто там находится», - рассказывает Исаева.


В заключении прокуратуры не было ни одной прямой цитаты из статьи, продолжает она: «Из того заключения, которое дал некто Федяев, эксперт из Краснодарского экспертно-криминалистического центра МВД, ни одной прямой цитаты не было представлено, аргументирующей позицию прокуратуры. Когда они решали вопрос о возбуждении дела, они изучали десять статей с начала года, опубликованных в газете. Процентов на 80 это статьи, касающиеся критики деятельности правоохранительных органов, деятельности судебных органов».


По ее мнению, прокурор защищает правоохранительные органы из солидарности: «В экспертизе вот этой некоего Федяева они говорят, что мы разжигаем ненависть, разжигаем вражду по отношению к представителям социальной и профессиональной группы, представителям правоохранительных органов. Вы знаете, я ни в Конституции, ни в Уголовном кодексе не нашла такого понятия, как социальная, профессиональная группа – «представитель правоохранительных органов». Я думаю, это больше похоже на войну газеты с представителями правоохранительных органов, даже не столько прокуратуры, сколько МВД».


Надира Исаева полагает, что проблемы издания лежат в области взаимоотношений с правоохранительными органами. Но возможно, нужно брать шире и говорить о политическом давлении на оппозиционную прессу Дагестана? Комментирует эксперт по Северному Кавказу, главный редактор агентства «Росфинком» Константин Казенин:


«Я не могу утверждать, что это уголовное дело связано с политическим преследованием прессы. В принципе если говорить о правоохранительных органах, то, безусловно, " Черновик" публиковал о них очень много критических материалов. Можно ли их классифицировать так, как классифицировали их в этом уголовном деле, это решит суд. С другой стороны, еженедельник "Черновик" в Дагестане со многими общественными силами находится в довольно сложных отношениях. Потому что газета на протяжении нескольких лет постоянно стремилась быть в гуще политического противостояния, межкланового противостояния, которое есть в Дагестане, и никогда явно не принимала ничью сторону. То, что многие недовольны газетой и так или иначе хотят предпринять против нее какие-то действия, в этом ничего удивительного нет».


По мнению Казенина, политическое противостояние в републике, которое «в значительной мере проходит под ковром», очень сложно освещать объективно: «Дагестан отличается от большинства регионов Юга России относительно большой свободой прессы. Это связано с тем, что там во власти по-прежнему достаточно много противоборствующих политических группировок. Кстати, "Черновик" критиковал многие из них, а не какую-то одну».


Вокруг СМИ в республике периодически возникают конфликты, продолжает Казенин, однако уголовные дела подобного рода в последние годы не возбуждались.


Дагестанский еженедельник «Черновик» неоднократно попадал в сводки Фонда защиты гласности. Рассказывает руководитель отдела мониторинга фонда Борис Тимошенко:


«Вот это последнее уголовное дело - как бы завершение достаточно давнего конфликта. Дело в том, что по этой статье они уже получали предупреждение, и можно было просто закрыть газету за два и более предупреждения в течение года. Странно, что выбрали именно силовую акцию - уголовное дело».


По его словам, местные власти никогда не отличались лояльностью к газете: «Если вспоминать историю этого издания - здесь и препятствие работе корреспондентам на избирательном участке, изъятие фотокамеры, это и нападение на журналистов, и задержание во время работы. Один высокопоставленный чиновник-правоохранитель угрожал, что заставит съесть газету одного из журналистов… Я не думаю, что учредители газеты ставят цель дискредитировать конкретно какого-то человека или, как по последнему делу пишут, дискредитировать власть, прославлять боевиков. В любом случае нельзя журналиста судить по уголовной статье».



Напомним, что подобная формулировка - разжигание ненависти к милиции как к социальной группе - не так давно звучала в отношении блогера Саввы Терентьева.