Россияне о кавказской войне. Михаил Алшибая, кардиохирург, доктор медицинских наук

Михаил Алшибая : Я думаю, что просто возникла трагическая, драматическая ситуация. Это для меня самое главное в этой проблеме. Ситуация, конечно, гуманитарной катастрофы, причем во многих смыслах, во многих значениях этого слова и по самым разным направлениям. Причины, наверное, глубокие и, может быть, они уходят корнями не только в раннюю, так сказать, постсоветскую историю, а гораздо глубже. Потому что и в более давней истории напряженные отношения между Грузией и Россией существовали. Например, в 1918 году, в 1919 году. Опубликованы даже книги, которые отражают взаимоотношения Грузинской, тогда меньшевистской, республики и советской республики России. И тогда была напряженность. Я думаю, что корни лежат несколько глубже, чем непосредственные события.


Вероника Боде : Что для вас лично значат эти события?


Михаил Алшибая : Для меня лично - это большая трагедия и большая проблема. Я родился в Грузии. Несмотря на то, что большую, значительно большую часть своей жизни я живу в Москве, но для меня Грузия остается моей родиной. Я не теряю с ней никаких связей. У меня дом в моем родном городе - в Батуми, где я родился и вырос. Для меня огромная трагедия в том, что идет война между Россией и Грузией, между народами, которые еще недавно были достаточно близки. И уж точно на уровне интеллигенции грузинской и русской была необыкновенная близость, взаимопонимание и очень хорошие, нормальные отношения. Сейчас существуют угроза того, что все это нарушится, хотя, думаю, что на уровне интеллигенции и сегодня абсолютно нормальные отношения существуют между грузинами и русскими.


Вероника Боде : Вы часто бываете в Грузии, были там совсем недавно. Каковы ваши впечатления?


Михаил Алшибая : Я приехал в Грузию в конце июля. Внешне все было спокойно. Грузия произвела на меня очень хорошее впечатление. Правда, я не долго пробыл, 9 числа я все-таки уехал из Грузии.


Вероника Боде : А каковы настроения грузин по этому поводу?


Михаил Алшибая : По поводу войны? Конечно, это трагедия для всех - и для поклонников грузинского президента, и для тех, кто выступал в качестве его критиков. Хотя у меня создалось впечатление, что даже те, кто критиковал президента Саакашвили, в этой ситуации сплотились вокруг него. Это абсолютно понятно - они сплотились перед лицом той интервенции и той, в общем-то, оккупации, которая произошла.


Вероника Боде : Как вы полагаете, что в этой ситуации нужно делать?


Михаил Алшибая : Ответ очевиден - нужно найти компромисс. Но надо договариваться, решать проблему этих самопровозглашенных территорий. Надо, конечно, пытаться решить ее мирным путем, а не путем провокаций, разнообразных подзуживаний, риторики с личностными оскорблениями и так далее. Надо решать проблему. Что делать лично мне? Продолжать работать, как я работаю: здесь в России, делать свое дело. Я надеюсь, что сохранится возможность ездить в Грузию - на свою родину.