Джаз на Свободе №23. Пеппер Адамс и Телониус Монк

Он играл у Бенни Гудмэна, у Лайонэла Хэмптона, у него был свой квинтет, но большинство фанов помнит его баритон-саксофон в «организованных джунглях», как называет этот оркестр французский историк джаза Филипп Карль, «джунглях» оркестра Чарли Мингуса..


У микрофона Дмитрий Савицкий и – «Джаз на Свободе». Зовут этого баритон-саксофониста – Пэппэр Эдамз…



Fables of Faubus



ДС: - Fables of Faubus, «Россказни Фобэса», композиция Мингуса, квинтет Пэппэр Эдамза: Тэд Джоунс – труба; Пэппэр Эдамз – баритон-саксофон; Хэнк Джоунс – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Дэнни Ричмонд – ударные. 9 сентября 63 года…


Пэппэр Эдамз родился в Хайлэнд Парке, в Мичигане 10 октября 30 года. В стране бушевал экономический кризис и семья в поисках работы все время переезжала из города в город. Первыми звуками джаза для Пэппэ были радиотрансляции: так в Нью-Йорке он услышал оркестр Кути Уильямса с Бадом Пауэлом за фортепьяно, а затем – оркестр Дюка Эллингтона. Это был решающий момент, потому что у Дюка на баритон-сасофоне играл великий Харри Карни… Отсюда и выбор инструмента, хотя Пэппэр Эдамз начинал на кларнете и теноре, а баритон взял в руки лишь в 16 лет.


К этому моменту семья переехала в Детройт, который был битком набит джазменами, так как именно сюда, с юга на автомобильные заводы, съезжались афроамериканцы. Но послушаем оригинальную версию «Россказней Фобэса» в исполнении оркестра самого мэтра Мингуса:



Fables of Faubus-Mingus



ДС: - Fables of Faubus (Фобэс): оркестр Мингуса во всей своей зрелой силе. Джон Хэнди Третий, Букэр Ти Ирвин-Младший, Шэфи Хэди – саксофоны; Уилли Дэннис и Джэймс Ниппэр – тромбоны; Хорэс Парлэн – рояль; Чарлз Мингус – контрабас и Дэнни Ричмонд – ударные. Май 59 года, Нью-Йорк.


Оставим Пэппэр Эдамза, по кличке The Knife , «Нож», отметив напоследок, что он был противоположностью, антитезой, другого великого баритон-саксофониста его эпохи – Джерри Маллигэна, мэтра легкого, текучего и более лиричного звучания. (Отсюда, кстати, и бОльшая популярность Маллигэна. Эдамз был тяжелее, энергичнее, яростнее… Он хрипел и рычал, а именно это и любил «хозяин джунглей» - Чарлз Мингус..)


.


Bluehawk



ДС: - Bluehawk, записанный в пустом концертном зале в Сан-Франциско. Ни на кого не похожий, многими годами не признаваемый, Тэллониус Сфиэ Монк. Он так же появился на свет в октябре: 10 октября 17 года. Дата для русского уха весьма специфическая, но родители Монка жили в ином полушарии и ВИЛеном его не называли, хотя революционер из него вышел отменный…


Для Монка музыка началась в стенах баптистской церкви, где он пел псалмы вместе с матерью – органисткой прихода. На сцене он появился (как и Элла Фитцджеральд) во время любительского конкурса в театре « Apollo ». Две встречи были для Монка решающими: с пианисткой Мэри Лу Уильямс в Канзасе и с Бадом Пауэллом в Нью-Йорке. В студию звукозаписи он попал впервые по приглашению Коулмэна Хокинса. Но до 47 года он, некоронованный король колыбели би-бопа «Минтон’с Клаба», он не был в состоянии записать LP под собственным именем. И лишь когда продюсер Орин Кипньюз, веривший в гений Монка, начал умно и осторожно, прокладывать ему дорогу к славе, появились первые диски Тэллониуса на «Блю Ноут»…



Вот на прощанье один из лучших компактов этого великого минималиста фортепьяно -«Лондонский Концерт Монка», вышедший на Black Lion . Запись была сделана 15 ноября 71 года. Композиция Монка называется:



Trinkle, Tinkle



ДС: - Trinkle, Tinkle… Теллониус Монк в лондонской студии звукозаписи «Чэппэл», ноябрь 71 года.


За сим мне предстоит раскланяться с вами, напомнив, что подкаст «Джаза на Свободе» прописан на сайте svobodanews . ru . Всех благ, чао, оревуар…