Институт региональной прессы в Петербурге не может решить проблему размещения своих сотрудников

Программу ведет Марина Дубовик. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Вольтская .



Марина Дубовик : Институт региональной прессы в Петербурге уже долгое время не может решить проблему размещения своих сотрудников. Не в том дело, что их много, а в том, что даже и немногих лишают помещения. С подробностями наш корреспондент Татьяна Вольтская.



Татьяна Вольтская : История выселения Института региональной прессы из Дома журналистов длинна, как скандинавская сага, и в ее подробности современному человеку, я подозреваю, вникать столь же лениво, сколь и в подробности отношений между героями старинных саг. Но здесь, я полагаю, все же особый случай, поскольку сама суть конфликта уже заставляет удивиться. Когда акулы капитализма, по-нашему бизнес-структуры выселяют из приглянувшегося здания школу, организацию ветеранов или инвалидов, это понятно - рынок. Но когда журналисты выгоняют из своего дома журналистов, пресса - прессу, тут, видимо, есть нечто, ради чего стоит вглядеться в мутные бюрократические подробности.


Они же вкратце таковы. Комитет по управлению городским имуществом подал в Арбитражный суд иск о взыскании долга за аренду и выселении института из Дома журналиста. Руководство института утверждает, полностью вносило арендную плату за реально занимаемое помещение. Поначалу институт занимал еще две комнаты, но давно их сдал владельцу, о чем имеет документ, и новые хозяева исправно платят деньги. Суд вполне логично запросил подтверждающие это документы, но 22 июля на заседании Арбитражного суда судья Сергеева необъяснимым образом забыла о требовании суда и, не рассмотрев никаких доказательств, постановила выселить Институт региональной прессы из Дома журналистов. На это решение была подана апелляция, первое заседание прошло в четверг. Оно, как ни странно - впервые за годы борьбы - вселило некоторую надежду в директора Института Анну Шароградскую.



Анна Шароградская : Если прежде судья делала вид, что она пытается разобраться, а на самом деле по существу не разбиралась, заявленное ходатайство нашего адвоката на то, чтобы люди, которые занимали помещения, в которых мы прежде находились, представили оригиналы договоров на эти помещения, ходатайства были приняты, но реально никто их не выполнял. В данном случае, судьи (а их было трое) пытались разобраться по существу, нащупали проблему и намерены сделать так, чтобы были представлены люди, несущие ответственность за ту задолженность, которая образовалась.



Татьяна Вольтская : То есть в суд снова вызваны представители Дома журналистов, но где гарантии, что они придут, вдруг они снова не явятся?



Анна Шароградская : Они сказали, что они задействуют какие-то механизмы, они обяжут их прийти.



Татьяна Вольтская : Все может быть. Есть в этом деле еще один интересный казус. Если бы кто-то взялся писать учебник по теории и практике бюрократии, он бы мог взять его в качестве ярчайших примеров действия системы: заставьте ответчика доказывать, что он - это он, и дело встанет. Дело в том, что сначала Институт назывался Институтом развития прессы и был филиалом сетевой организации, а затем стал самостоятельным некоммерческим партнерством под названием Институт региональной прессы. Это, кажется, известно всем в городе, кроме КУГИ. Когда я туда позвонила, пресс-секретарь Елена Бодрова отказалась от комментария.



Елена Бодрова : Надо связываться с юристами, выяснять.



Татьяна Вольтская : А вот что говорит Анна Шароградская о самом процессе.



Анна Шароградская : Я там фигурирую как анонимное лицо. Наша организация называется «неизвестной организацией». Доказательства, что я есть я, мне пока представить не удалось.



Татьяна Вольтская : Хотя все документы давно лежат в деле. Такие сложности возникли у Института региональной прессы неспроста, считает правозащитник Юрий Вдовин.



Юрий Вдовин : У меня такое ощущение, что Институт региональной прессы занимался деятельностью, которая очень не нравилась властям то ли городским, то ли российским. Они проводили пресс-конференции различных политических и даже не политических оппозиционных сил и структур, они проводили учебу журналистов. Вся эта деятельность привела к тому, что стали искать повод, чтобы с ними расправиться. По-моему, там доказать невозможно, но была дана команда – ликвидировать этот Институт региональной прессы любой ценой.



Татьяна Вольтская : И все-таки у Юрия Вдовина тоже сложилось впечатление, что на этот раз суд намерен докопаться до правды. Надежду внушает и то, что на днях правозащитная организация "Гражданский контроль" выиграла суд против чиновников, незаконно потребовавших показать исходящую переписку организации. Чем закончится дело Института региональной прессы, станет известно 17 декабря.