Опубликован список из 295 предприятий, которым государство обещает временную антикризисную поддержку

Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Андрей Шароградский : В четверг вечером на сайтах Министерства экономического развития и правительства России, наконец, опубликовали список из 295 предприятий, которым государство обещает временную антикризисную поддержку. Это не окончательный вариант списка. Он может корректироваться комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики. Эта комиссия список и утвердила. Предварительно экономисты считают, что перечень предприятий и предложение им временной антикризисной поддержки противоречит главному принципу антикризисной политики - помощь, по возможности, должна оказываться каждому, кто в ней нуждается. Продолжит тему корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.



Ольга Вахоничева : Свое пристальное внимание государство намерено уделить градообразующим предприятиям с уникальными технологиями с числом работающих не менее 4 тысяч человек и объемом выручки более 15 миллиардов рублей и обеспечивающие международные обязательства предприятия. Главная задача, поставленная правительством при составлении списка - поддержание устойчивости компаний в период кризиса. Хотя, как считает директор Департамента стратегического анализа компаний ФБК Игорь Николаев, финансовый кризис сегодня уже не самая главная проблема.



Игорь Николаев : Сейчас гораздо волнует то, что у нас делается в реальном секторе. Известно, что промышленность упала в ноябре на 8,7 процентов. Поэтому, конечно, правительство думает, что если будет составлен список, если предприятиям, которые вошли в этот список (почти три сотни предприятий) будет предоставляться помощь, то таким образом будут предотвращены или предотвращено разрастание кризисных явлений именно в реальном секторе экономики.



Ольга Вахоничева : О том, какая из мер государственной поддержки была бы наиболее приемлема для крупных предприятий, предполагает экономист исследовательского центра "Развитие" Валерий Миронов.



Валерий Миронов : Я думаю, что наиболее желанным было бы для предприятий субсидирование процентной ставки. Потому что государство для того, чтобы стимулировать уход в рубли и дестимулировать уход в валюту, повышает внутри страны процентные ставки, пытается обеспечить положительную доходность депозитов в коммерческих банках, рублевых депозитов. И все это вызывает очень резкое удорожание кредитов.



Ольга Вахоничева : Как говорится в сообщении правительственной пресс-службы, организации, включенные в перечень системообразующих, необязательно будут получать финансовую помощь. Какие же иные меры поддержки может оказать предприятиям государство, рассказывает Игорь Николаев.



Игорь Николаев : Это предоставление госгарантий. Кстати, очень интересный и важный механизм, который практически мы не использовали в своей антикризисной деятельности. Кроме этого, субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, что тоже очень важно, на самом деле. Кроме этого еще реструктуризация налоговой задолженности. Вот, собственно говоря, основные меры, которые могут быть предоставлены. Говорится также о том, что может быть еще госзаказ - важная мера, которая тоже называется в числе мер, которые могут быть предоставлены этим предприятиям. Он реален. Но оказалось же реальностью, что у нас триллионы рублей были выделены на реализацию антикризисных мер. Многое зависит просто от лоббистских усилий тех или иных предприятий. Поэтому, несмотря на то, что состояние в экономике не очень хорошее, оно, в общем, продолжает ухудшаться, мы знаем силу лоббистского влияния, то есть вполне может быть, что кто-то и получит государственный заказ. Я это вполне допускаю. Так как этот список открытый, я думаю, что мы в дальнейшем будем видеть еще достаточно много странностей при появлении новых предприятий.


На мой взгляд, список - это не тот механизм, не тот инструмент, который надо задействовать было в антикризисных действиях. Мне кажется, что все-таки взвешивая преимущества и недостатки от задействования такого механизма, недостатков даже может оказаться больше.



Ольга Вахоничева : В чем они выражаются? В основном могут выразиться?



Игорь Николаев : Самый главный недостаток, на мой взгляд, состоит в том, что само появление этого списка демотивирует предприятия реального сектора к активной антикризисной собственной деятельности. Действительно, зачем платить налоги, если обещают реструктуризацию налоговой задолженности? Зачем убеждать коммерческий банк, чтобы он предоставил ему кредит, когда государство обещает напрямую кредитовать? Все усилия концентрируются на том, чтобы попасть в этот заветный список, то есть вот такая порождается психология иждивенчества, если хотите. На мой взгляд, это серьезный недостаток. И даже если кто-то, несмотря на то, что эти кто-то могут быть сотни предприятий выиграют, в целом для экономики это скорее негативный механизм или механизм со знаком минус, чем со знаком плюс. Я бы так оценил.



Ольга Вахоничева : Одновременно появление подобного списка может лишить последних шансов на выживание более мелких компаний и организаций. Понимая, что без господдержки отдельным предприятиям в период экономической депрессии не продержаться, они просто могут прекратить свою деятельность, считает директор Департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.



Игорь Николаев : Как минимум для начала, как это сейчас иногда делается, остановить производство на месяц, на два. Поэтому это вполне может быть. Вообще, появление списка, на мой взгляд, противоречит одному из основополагающих принципов, который должен быть в антикризисной политике. Принцип этот я бы сформулировал так - меры по возможности должны касаться каждого. Это не значит, что господдержка должна оказываться каждому. Это просто нереально. Но, в принципе, шансы должны иметь все. Если даже у не такого крупного предприятия с численностью далеко меньшей 4 тысяч человек, есть заслуживающий внимания проект (допустим, инфраструктурного характера), то почему бы не выдать государственные гарантии именно под этот проект? А так получается, что главное - попасть в этот список. И неважно, какие у предприятия проекты, насколько оно вообще перспективно, оно будет получать господдержку. Хотя и делается оговорка, что планы финансово-хозяйственной деятельности будут рассматриваться, но будем реалистами. Это просто нереально чиновникам рассмотреть все планы финансово-хозяйственной деятельности! Не получится у нас это.



Ольга Вахоничева : В любом случае, это не окончательный список. Он может быть дополнен. Ведь сначала в него планировали внести 500 компаний.