Ссылки для упрощенного доступа

Киевский бизнесмен Валерий Лось – о выгоде и детях


Вступление в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана обещает Украине сиюминутную экономическую выгоду. Подписание договора об ассоциации с Европейским союзом означает необходимость перестройки законодательства в экономической сфере и дает возможность стратегической реформы экономики. Как к этому выбору относится украинское бизнес-сообщество? Собеседник Радио Свобода – киевский бизнесмен Валерий Лось, генеральный директор первой компании фармаркетинга Zdravo.

– Я бываю на Майдане достаточно часто, приезжаю, как только выкраиваю свободное время. Но даже если нет свободного времени и я проезжаю по центру Киева по делам, я всегда стараюсь заглянуть на площадь. Невозможно пройти мимо.

– Вы так выражаете свою гражданскую позицию или считаете, что ваши бизнес-интересы в случае подписания договора об ассоциации Украины с ЕС выиграют?

– Мои бизнес-интересы в этом случае скорее проиграют, потому что я больше сотрудничаю с российскими фармацевтическими компаниями. Если бы мы вступили в Таможенный союз, то для моего бизнеса это было бы лучше. Однако – только в короткой перспективе. Любой руководитель должен мыслить стратегически, смотреть вперед. Неважно, какой у тебя бизнес сейчас, важно, каким путем вообще идти. Европейские ценности наиболее привлекательны, история это доказала. Сравните условия, в которых существует бизнес в Украине и в России, с одной стороны, и в Европейском союзе – с другой. Конечно, перспектив для развития больше, когда в экономической сфере есть честность и свободная конкуренция.

– Тем не менее, вы представляете себе, что для вашего бизнеса означает подписание договора об ассоциации? Вы это просчитывали у себя в компании?

– Я достаточно спокойно отношусь к возможным потерям. Я могу заниматься не только тем бизнесом, которым занимаюсь сейчас, я свое место в жизни найду. Но
Если у тебя хороший бизнес, но кругом нищета, ты все равно чувствуешь себя дискомфортно
мне гораздо важнее бизнеса то, в какой стране я живу. Я не собираюсь покидать Украину. Я хочу, чтобы в Украине жили мои дети. Я хочу, чтобы если они учились за рубежом, но потом все равно вернулись бы в Украину. Я бы хотел, чтобы мой сейчас совсем маленький сын учился в Украине, чтобы в Украине было образование на уровне европейского, а не такое, как сейчас. Поэтому бизнес надо в данном случае оставить немножко в стороне. Гораздо важнее общество, в котором ты живешь. Если у тебя хороший бизнес, но кругом нищета, ты чувствуешь себя дискомфортно. У меня успешный бизнес в Украине, но завтра его может не быть – могут просто прийти и "попросить" или отобрать, как это часто случается. Стабильность и предсказуемость намного важнее сиюминутных результатов.

– Понятно, что Майдан – это народное движение, люди выходят на площадь по велению души. Вокруг этого движения возникла какая-то инфраструктура, для организации которой нужны деньги – кто-то палатки покупает, кто-то продукты приносит. Очевидно, какой-то европейски ориентированный бизнес участвует в этом. Ваша компания как-то помогает Майдану?

– Конечно, по мере возможности мы стараемся помогать. Но дело не столько в помощи бизнесменов, сколько в порыве простых людей. Достаточно просто прийти на Майдан и посмотреть: обычные люди несут продукты питания, одежду, лекарства. Возле Киевсовета, где развернулся опорный пункт, стоит очередь желающих чем-то помочь, в том числе и финансами. Пусть каждый дает понемногу, сколько может, но когда сотни тысяч людей складываются – это огромный ресурс. Просто смешно слышать заявления о том, что Майдан кто-то финансирует из-за рубежа.

– Вам понятны конечные политические цели уличного протеста? Чего может реально добиться Майдан, по вашему мнению?

– Требование может быть одно – полная перезагрузка политической системы. Если этого не случится, то Украина как проект прекратит свое существование. Ресурсы давно исчерпаны, страна на грани банкротства. Продолжать
Украинский народ достаточно мудрый, я думаю, что два раза он на грабли не наступит
эксплуатировать эту же систему – даже если поменять одних лидеров на других, даже если оппозиция придет к власти – невозможно, потому что эта система в принципе нежизнеспособна. Мне кажется, что разница этого Майдана и Майдана 2004 года в том, что люди больше не очарованы политиками, поэтому и разочаровать их будет сложно. Из трех лидеров оппозиции нет ни одного, кого бы люди безоговорочно поддерживали. Постойте на Майдане, послушайте лозунги: очень редко кто-то начинает скандировать фамилию одного из лидеров, и такие крики быстро затухают, в отличие от 2004 года, когда имена Ющенко и Тимошенко звучали просто рефреном. Украинский народ достаточно мудрый, я думаю, что два раза он на грабли не наступит.

Конечно, проблема в том, что власть не собирается сдавать свои позиции, а ситуация может коренным образом измениться буквально в течение нескольких часов. Если бы 30 ноября "Беркут" не разогнал бы студентов так жестоко, может быть, уже все затихло бы. Но власть у нас настолько не-мудрая, что допускает и такие детские ошибки, потому что живет абсолютно в другом измерении. Так что на самом деле все зависит сейчас от власти, от того, как она будет себя вести.

– О перезагрузке политической системы Украины говорят сейчас на Украине многие. Виталий Кличко этого требовал на круглом столе в минувшую пятницу. Что вы вкладываете в понятие "перезагрузка"?

– Конечно, в стране должна быть новая, пропорциональная система выборов, должны быть полностью исключены фальсификации. Конечно, Украина должна быть парламентской республикой. На переходной период, на 2-3 года должен быть найдет политический консенсус для жестких преобразований. Может быть,
Когда власть начала сдавать своих "шестерок", то "шестерки" начали сдавать власть
по образу того, как это было в Грузии. Нуждается в исправлении абсолютно все – судебная система, система выборов, система работы партий. Конечно, нужно чисто техническое, а не политическое правительство, которое бы начало проведение реформ. Конечно, сложно говорить сейчас о каких-то реформах, потому что у оппозиции нет долгосрочной программы выхода из кризиса. Очевидно, что за какой-то короткий период больших перемен сложно достичь, но программа должна быть выработана. Все равно нужно двигаться в этом направлении, потому что так, как есть сейчас, просто не может быть. Наше правительство ищет зарубежные кредиты, но кто им, кроме России, даст эти кредиты? Европейцы же видят, насколько коррумпированная и прогнившая система в Украине.

– Вы работаете в основном на российском рынке, следовательно, понимаете, как устроены российско-украинские отношения. Предположим, Украина сделает европейский выбор и получит экономическую блокаду со стороны России. Это не обрушит вашу экономику?

– Бизнесмены, в отличие от политиков, умеют находить точки соприкосновения. У меня замечательные отношения с российскими партнерами, не только деловые, но и дружеские. Нам и сейчас вставляют палки в колеса, как с одной, так и с другой стороны. Но решение найдем, например, это могут быть и совместные предприятия. Если, скажем, производство в России, почему бы нам не открыть совместное производство и в Украине, если таможня чинит препятствия? За бизнес я не переживаю. Мы всегда найдем общий язык.

– Вы давно живете в Киеве, но родом из Житомира. Что на вашей малой родине происходит? Как ваши земляки проявляют свою политическую позицию?

– По-разному, потому что есть разные люди. Я знаю, что многие люди по призыву души приезжают на Майдан. С другой стороны, Партия регионов вывозит людей из Житомира на перманентный митинг в Киеве - туда свозят за деньги, платят людям по 300 гривен. Я знаю людей, своих знакомых, даже родственников, которые там стоят, зарабатывают деньги. Что касается общей ситуации, то, конечно, она плачевная, потому что с работой сложно, процветает пьянство. Украинская глубинка – это не очень привлекательное место.

– Вы не боитесь, что Украина развалится в результате всех этих политических потрясений?

– Украина в своей истории переживала и более критичные ситуации. Наверное, все-таки здравый смысл победит. Дело в том, что на украинском политическом верху существует только мнимое единство, есть мнимая вертикаль власти. На самом деле это очень шаткая система, потому что в ней, как и в моем родном Житомире, есть разные люди, среди которых – и здравые, и умные. Есть, конечно, такие, кто разбогател на эксплуатации государственных ресурсов, но есть и те, кто строил бизнес собственными руками. Мне поэтому кажется, что здравый смысл должен победить: они должны понимать, какая на них возложена ответственность. Мы видим сейчас "когда власть начала сдавать своих "шестерок", то "шестерки" начали сдавать власть, – считает киевский бизнесмен Валерий Лось.

Фрагмент итогового выпуска программы "Время Свободы"
XS
SM
MD
LG