Ссылки для упрощенного доступа

Платон Лебедев в тюрьме не пострадал?


Платон Лебедев во время одного из многочисленных судов
Платон Лебедев во время одного из многочисленных судов
Тверской суд Москвы отказался компенсировать моральный вред бывшему совладельцу ЮКОСа Платону Лебедеву. Заявитель требовал выплатить ему около 180 тысяч рублей за незаконное содержание под арестом во время слушаний по так называемому "второму делу ЮКОСа". Одновременно раскручивается скандал вокруг заявлений Следственного комитета России о том, что независимой экспертизой "второго дела ЮКОСа", инициированной президентом Медведевым, занимались представители структур, которые ранее финансировались за счет нефтяной компании.

Платон Лебедев требовал компенсации за то, что в 2010 году, вопреки вступившим в силу законодательным поправкам, запрещающим аресты обвиняемых в совершении экономических преступлений, московские суды своими решениями держали его "под двойным замком". В обоснование своей позиции защита бывшего совладельца ЮКОСа обращала внимание на то, что Платон Лебедев (впрочем, как и Михаил Ходорковский) большую часть из назначенного первым приговором суда семилетнего срока отбывал не в колонии общего режима, а в следственных изоляторах с гораздо более жесткими условиями содержания.

В апреле прошлого года Верховный суд России признал, что с 17 августа по 17 ноября 2010 года и без того содержавшиеся в заключении Платон Лебедев и Михаил Ходорковский находились под арестом незаконно. Это решение и послужило поводом для обращения с требованием о компенсации морального вреда. Однако Тверской районный суд Москвы не нашел оснований для удовлетворения иска Платона Лебедева. Мотивы отказа станут известны в ближайшие 10 дней, но адвокат Лебедева Елена Липцер уже назвала это решение незаконным. Несостоятельны, по её мнению и доводы ответчика – Минфина России. Его представитель в суде заявила, что у Лебедева "не было справок о том, что он претерпел моральные страдания или волнения". "Сам по себе факт незаконного содержания под стражей причиняет страдания", – подчеркнула Елена Липцер.

На 16 мая назначено слушание по второму аналогичному иску Платона Лебедева, в котором заявлено требование о компенсации морального вреда за избрание меры пресечения в виде ареста в период с 17 мая по 17 августа 2010 года. И в это время, по мнению Верховного суда России, бывшие совладельцы ЮКОСа содержались в тюремных условиях незаконно.

В ближайшее время Верховному суду предстоит высказаться о возможности возбуждения надзорного производства по так называемому "второму делу ЮКОСа".

Ранее независимые эксперты, изучившие это дело по поручению президентского Совета по правам человека и развитию гражданского общества, пришли к выводу о незаконности и необоснованности привлечения Михаила Ходорковского и Платона Лебедева к уголовной ответственности за хищение нефти и легализацию преступно нажитых средств. Однако Следственный комитет России выводы независимых экспертов поставил под сомнение. А 1 апреля 2012 года, официальный представитель этого ведомства Владимир Маркин заявил, что экспертизой второго дела ЮКОСа занимались члены общественных организаций, которые финансировались "структурами Ходорковского".

Руководитель рабочей группы президентского Совета по правам человека, судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова, заявления о заинтересованности экспертов, готовивших заключение по второму делу ЮКОСа, назвала ложью. Она обратила внимание на то, что экспертная команда состояла из высокопрофессиональных и уважаемых людей, специалистов в области экономики и права. И никто из них никакого отношения ни к Ходорковскому, ни к ЮКОСу или его структурам не имел:

– Заявления СК РФ – попытка объяснить обществу, почему государство не реагирует на мнение такого солидного круга профессионалов, утверждающих что при привлечении Михаила Ходорковского и Платона Лебедева к уголовной ответственности в рамках "второго дела ЮКОСа" были допущены грубейшие судебные ошибки. Ведь молчание означало бы, что процесс и преследование были заказаны государством, – уверена Тамара Морщакова.

В свою очередь адвокат Михаила Ходорковского Юрий Шмидт заявления Следственного комитета о предвзятости экспертов, подготовивших заключение по второму делу ЮКОСа, объясняет желанием во что бы то ни стало защитить неправосудный, по мнению адвоката, приговор:

– Существует огромное количество людей, которых Михаил Ходорковский в своё время назвал "мелкой нечистью" – к их рукам прилипли огромные богатства после разгрома ЮКОСа. Больше всего на свете они боятся какого-то позитивного изменения в судьбе Ходорковского, боятся пересмотра его дела и выхода Ходорковского на свободу...

По мнению адвоката Платона Лебедева Владимира Краснова, не последнюю роль в этой истории играет и желание правоохранительных органов подготовить общественное мнение к выводам Генеральной прокуратуры. По поручению Дмитрия Медведева это ведомство до первого апреля должно было проверить дела в отношении 32 человек, приговоры которым, президентский Совет поставил под сомнение:

– Мы имеем дело с очередным манипулированием общественным сознанием. Уходить всё дальше и дальше от ответа на вопрос о справедливости приговора Ходорковскому и Лебедеву все сложнее; буквально на днях Верховный суд должен обнародовать решение о возбуждении надзорного производства; президенту нужно сослаться на то, что Генеральная прокуратура в своих собственных действиях по делу ЮКОСа недостатков не нашла, поэтому и запущена информация о проплаченности экспертов, – считает Владимир Краснов.

Свою оценку высказываниям представителя Следственного комитета России о финансировании "структурами Ходорковского" некоммерческих организаций дали и сами правозащитники "уличенные" в ангажированности. Они напомнили, что в начале 2000-х годов основанный на средства акционеров ЮКОСа фонд "Открытая Россия" финансировал и "Мемориал", и "Московскую Хельсинкскую группу", и множество проектов других общественных организаций. Бывший руководитель "Открытой России" Ирина Ясина подчеркивает: информация никогда не держалась в секрете, поскольку деятельность фонда была абсолютно прозрачна. И нет никакой сенсации в том, что в 2003-2004 годах Фонд перечислил в пользу различных некоммерческих организаций в общей сложности свыше 50 миллионов рублей.

В конце 2010 года Хамовнический суд Москвы приговорил Михаила Ходорковского Платона Лебедева к 14 годам лишения свободы за хищение нефти и отмывание преступных средств. Позже Мосгорсуд смягчил наказание на один год. С учетом уже отбытого по первому приговору срока Ходорковский и Лебедев могут выйти на свободу в 2016 году.
XS
SM
MD
LG