Ссылки для упрощенного доступа

Ярославский провал "Единой России"


Избранный мэр Ярославля Евгений Урлашов
Избранный мэр Ярославля Евгений Урлашов
Во втором туре выборов мэра Ярославля за депутата городской Думы Евгения Урлашова проголосовали почти 70% избирателей, у и. о. мэра города Якова Якушева – чуть менее 28%. Первый тур выборов состоялся 4 марта, и по его итогам у Евгения Урлашова было чуть более 40% голосов, у Якова Якушева – 27 с небольшим.

Выборы мэра Ярославля после ряда публикаций в прессе оказались в центре общественного внимания - и отправить своих представителей на второй тур в качестве наблюдателей решили сразу несколько оппозиционных партий и общественных организаций. Вот что рассказала Радио Свобода член политсовета московского отделения движения "Солидарность" Анастасия Рыбаченко:

– После первого тура этих выборов, несмотря на то, что оппозиционный кандидат набрал голосов больше, Якушева назначили исполняющим обязаннсти мэра. Это показало, что власти наплевать на итоги выборов, что она будет пытаться любыми средствами поставить на эту должность своих людей.

Город находится недалеко от Москвы. Это дало возможность приехать людям из Москвы и поработать наблюдателями: на 269 участков в Ярославле было порядка 1000 наблюдателей. Я ездила в мобильной группе. На каждом участке было по 4-5 наблюдателей. У нас было несколько сообщений о нарушениях. Например, когда люди стояли около участка, изображая, что проводят экзит-полл, а на самом деле собирали у избирателей корешки, которые отрывались от заключенного ранее договора о том, что за голос за Якушева заплатят 200 рублей, а в случае победы – еще 300. 10 человек, водили голосовать аж по трем участкам. Когда этих людей пытались поймать, их бригадир убежала, а люди остались без денег, которые им обещали.

Многие в последний момент просто отказались участвовать в фальсификациях. Думаю, что именно то, что удалось закрыть наблюдателями все участки, послужило гарантией победы Урлашова. Если бы хотя бы часть участков была не закрыта, именно там были бы огромные вбросы, как это происходит в северокавказских республиках, – полагает Анастасия Рыбаченко.

Кроме активистов движения "Солидарность", среди наблюдателей на выборах мэра Ярославля были представители партии "Яблока", движения "Демократический выбор", общественных организаций "Голос" и "Гражданин наблюдатель".

Стоит отметить, что в кампании выборов 2011-2012 годов партия "Единая Россия" потерпела несколько чувствительных поражений, потеряв посты мэров крупных городов – Тольятти и Ярославля. Оппозиционные политики до сих пор оспаривают результаты выборов в Астрахани, где, по данным экспертов, результаты голосования были сфальсифицированы. Выстраиваются ли эти события в политическую тенденцию, опасную для тех, кому сегодня в России принадлежит власть? Говорит политический эксперт из Центра Карнеги Алексей Малашенко:

– Думаю, что да. То, что Ярославль вошел в число крупных городов, жители которые имеют собственное мнение, – это больше, чем символ. Я считаю, это та самая тенденция, про которую говорилось и накануне выборов, и после выборов: меняется общество, меняются люди. Мы ведь в данном случае еще выносим за скобки Петербург и Москву. А представьте себе на секунду, какое было бы голосование на выборах мэра Москвы или губернатора Петербурга?

Теперь вопрос в том, как будет реагировать "Единая Россия", – это самое интересное. Я думаю, что возможен вариант, когда они попытаются привлекать победителей на свою сторону, заталкивать в "Единую Россию" каким-то образом. Но реагировать так, как они делали прежде, в стиле "какие-то бандерлоги выходят на площадь" – уже невозможно, этот поезд ушел. Это очень важный сигнал для власти.

– Может власть отреагировать так, что не случится перемен в вопросе о выборах или механике назначения региональных губернаторов?

– А вот это запросто. Пока они научатся принимать какие-то верные решения, пока научатся бороться, пока отыщут тех кандидатов, которые популярны, пройдет немало времени. Пока "Единая Россия" остается тем, чем она сейчас является, метод запретов (если не прямых, то косвенных – решение будет отложено, передано на новое рассмотрение, как обычно это бывает) остается единственно возможным. Испуг власти никуда не делся.

– Так страшно совпало, что как раз 2 апреля в Тюмени упал самолет, а предыдущая громкая авиакатастрофа была как раз в Ярославле, где погибла хоккейная команда "Локомотив". Местные уверяют, что эта ярославская трагедия тоже сказалось на итогах выборов, поскольку и состояние аэропорта, и работа местных авиакомпаний – тоже фрагменты функционирования системы власти. Речь идет о том, что "Единая Россия" потеряла навыки управления, или же "единороссы" утратили навыки политической борьбы?

– Я находился в Ярославле в момент сентябрьской авиакатастрофы. И я помню демонстрации в городе – это были собрания сильных, уверенных в себе людей, не хамские и не хулиганские. Было понятно, что недовольство всей системой управления накопилось. Поэтому я и не удивляюсь тому, что произошло в Ярославле. Понимаете, в чем дело: партию "Единая Россия" все равно "сдадут", это однозначно, ее поделят на либералов, на консерваторов, еще на кого-то. Эта работа уже идет. Но дело в том, что за "Единой Россией" стоят и Путин, и Медведев. Первый рубеж будет прорван, и, так или иначе, это ударит и по Путину, и по Медведеву, и по всей исполнительной власти.

– Кандидата Урлашова в Ярославле поддержал беспрецедентно широкий оппозиционный фронт – от коммунистов до "Яблока" и Михаила Прохорова. Это непременный фактор для того, чтобы "Единая Россия" проигрывала?

– Пока – да. То, что произошло в Ярославле – это накопление опыта. Если оппозиция, поддержав единого кандидата, добилась успеха в таком крупном городе, то почему бы еще где-нибудь не попробовать?!

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG