Ссылки для упрощенного доступа

Война угрожает тюльпанам


Фотография Роба Хорнстры из цикла "Проект Сочи". Автор – второй слева.
Фотография Роба Хорнстры из цикла "Проект Сочи". Автор – второй слева.
С новой силой вспыхнули разногласия между Россией и Нидерландами, вылившись в полновесный дипломатический конфликт, в котором смешались права геев, обитателей Северного полюса, детей, дипломатов, а также картошка, тюльпаны и йогурт. Для полноты картины в конце недели было объявлено об отмене масштабной выставки "Проект Сочи" в рамках года Россия – Нидерланды на "Винзаводе", которую голландские авторы готовили пять лет.

В пятницу Москва еще раз потребовала, чтобы агенты, причастные к аресту дипломата Дмитрия Бородина, были наказаны. Нидерланды это требование выполнять отказываются. Российской стороне был передан отчет гаагской полиции с подробным описанием событий субботнего вечера 5 октября. По мнению голландцев, из отчета ясно следует, что полицейские действовали согласно рабочей инструкции. В среду Нидерланды принесли свои официальные извинения за то, что арест Бородина нарушил Венскую конвенцию о дипломатической неприкосновенности. По данным голландских СМИ, супруга Бородина в нетрезвом состоянии стала виновницей автомобильного происшествия и повредила четыре чужих автомобиля, а сам дипломат, по словам свидетелей, также в состоянии алкогольного опьянения жестоко обращался со своими детьми. Для Венской конвенции все эти подробности не имеют значения, она защищает дипломата в любом случае, даже если его проступки гораздо серьезнее. Премьер Нидерландов Марк Рютте в пятницу на пресс-конференции после заседания совета министров заявил: "Мы не видим повода для взысканий или увольнения агентов, которые были причастны к инциденту. Если такая возможность представится, я лично готов объяснить нашу позицию президенту Путину".

Визит короля Виллема-Александра и королевы Максимы в Москву 9 ноября также не будет отменен. По словам голландского премьера, "если правильно разобраться с текущим конфликтом, он не может пошатнуть длинных, старинных глубокий отношений между двумя странами". "Более того, сегодня утром я получил смс из Москвы от нашего министра сельского хозяйства Шарон Дайксма, которая заключила с Россией новых контрактов на 13 миллионов евро", – сказал премьер. Директор голландского отделения Amnesty International Эдуард Назарский призывает короля не отменять визит, а использовать его для того, чтобы поднять вопросы о нарушениях прав человека в России. Министр иностранных дел Нидерландов Франс Тиммерманс надеется, что к моменту приезда голландского монарха в Москву инцидент с Бородиным уже будет полностью исчерпан.

Сам Дмитрий Бородин заявил, что извинениями он удовлетворен, но оказалось, что не удовлетворен Россельхознадзор. Из Москвы посыпались недвусмысленные намеки на возможные проблемы с продажей в России голландских тюльпанов, молочных продуктов и прочей сельхозпродукции, якобы из-за проваленных аудитов. По иронии судьбы, как раз в среду и четверг с визитом в Москве находилась министр сельского хозяйства Шарон Дайксма, которая приехала отстаивать права голландских производителей картофеля, чья продукция пока объявлена на российском рынке нон грата. Дайксма предоставила россиянам доступ к нидерландским системам проверки картофеля на наличие токсинов, а также обещала разместить адресные данные всех поставщиков в интернете, чтобы обеспечить максимальную прозрачность. В прошлом месяце уже удалось снять российский запрет на голландскую телятину. "Разговоры вокруг молочных продуктов ведутся уже давно. Возможно, сейчас эта дискуссия вдруг получила более широкую огласку, но на самом деле российская сторона и ранее требовала от нас разъяснений, которые мы всегда аккуратно ей предоставляли", – сказал Франс Тиммерманс.

Журналисты отметили, что министр Тиммерманс держится очень спокойно, в то время как с российской стороны было сделано немало резких заявлений. В самом деле, если не ради голландских сельскохозяйственных тружеников, то хотя бы ради мурманских арестантов с голландского ледокола Arctic Sunrise, которых российские власти теперь готовы обвинить и в контрабанде наркотиков, провокации голландской стороне сейчас совсем ни к чему. Ни среди политиков, ни среди журналистов не наблюдается желания подлить масла в огонь. Разве что запись министра Тиммерманса на своей страничке в фейсбуке 10 октября вызвала недоумение комментаторов – в годовщину смерти Эдит Пиаф министр поставил ссылку на ее песню 'Non, je ne regrette rien' (“Нет, я ни о чем не сожалею"). Сам Тиммерманс утверждает, что между этой записью и случаем Бородина нет никакой связи, и что просто он уже много лет большой поклонник творчества Пиаф. Однако я имела честь несколько раз беседовать с Франсом Тиммермансом лично и знаю, какое тонкое у него чувство юмора. Не всем в России известно, что Тиммерманс говорит по-русски и хорошо знает Москву. Шесть лет назад я записала очень забавную историю, прозвучавшую на презентации в русской книжной лавке в Амстердаме. Франс Тиммерманс, который в 90-е годы служил дипломатом в Москве, рассказал, как российские милиционеры отфутболили голландского посла. Кстати, никакого скандала между двумя странами тогда не возникло.

Не успели материалы о России и о конфликте между двумя странами схлынуть с первых полос голландских газет в минувший четверг, как накатила новая волна. В московском выставочном центре "Винзавод" неожиданно отменена огромная выставка "Проект Сочи" именитого голландского фотографа Роба Хорнстры и его соотечественника, журналиста и писателя Арнольда ван Брюххена. Выставка должна была открыться 18 октября в рамках года Россия – Нидерланды и подвести итоги пятилетнего проекта, в ходе которого голландский дуэт подробно задокументировал предолимпийский Сочи, Северный Кавказ и соседнюю Абхазию. "Проект Сочи" уже получил престижные международные награды, включая World Press Photo Award и Magnum Expression Award. Незадолго до отмены выставки на "Винзаводе" авторам "Проекта Сочи" (или, как он еще называется, "Атласа войны и туризма на Кавказе") отказали в российских визах. Они стали первыми голландскими журналистами, которым запретили въезд в Россию со времен СССР, и этот отказ подробно обсуждался в прессе.

– Некоторые люди говорят, что и отмена выставки – тоже хорошая реклама, но мы больше всего хотели бы дальше работать в России и провести эту выставку. Очень сложно принять тот факт, что это теперь невозможно. Однако российские онлайн-площадки доступны гораздо большей аудитории, чем "Винзавод", и в сети наш проект пользуется огромной поддержкой. После того как нам запретили показывать свои работы в музее, мы получили много предложений о проведении "теневых" вернисажей и выставок в интернете. Мы присутствуем теперь не только в российском и голландском интернете, мы теперь на страницах мировых СМИ, от Скандинавии и Франции до США и Канады. По иронии судьбы, из-за перипетий с российскими властями к нашему проекту повысилось внимание во всем мире. Но мы не планировали делать себе рекламу такой ценой, этот выбор был сделан за нас, – говорит Роб Хорнстра.

Через неделю, когда должна была открыться выставка "Проекта Сочи" на "Винзаводе", "теневая" выставка откроется в Амстердаме. Затем выставка поедет в Антверпен, Чикаго, Нью-Йорк, Цинциннати и Зальцбург. Но авторы "Проекта Сочи" не оставят в обиде и россиян. Со следующей недели сайт проекта будет доступен не только на английском и голландском, но и на русском языке. Роб Хорнстра также надеется устроить выставку виртуально на одном из самых популярных российских информационных сайтов (его название пока держится в секрете). С российско-голландским дипломатическим конфликтом Роб Хорнстра свои несчастья не связывает:

Нас боятся потому, что мы связали Олимпийские игры с бедностью и убийствами на Кавказе
– Мне кажется, что проблемы с нашим проектом связаны скорее с политическим климатом в России, где люди уже занимаются самоцензурой. Последние события – звенья той же цепи, но это не они привели к запрету выставки. Ирония заключается еще и в том, что страх перед нашим проектом абсолютно не оправдан. Мы не показываем ничего шокирующего. Мы рассказываем о судьбах людей на Северном Кавказе, но не так уж это все страшно! И когда наша выставка появится в сети, то все увидят, что зря боялись. Да, мы рассказываем о полицейских, которым надоело, что их взрывают. Да, мы рассказываем о салафитах, которых похищают и убивают. Но эти истории и так звучат на страницах российских СМИ. Причина, по которой российские власти нас не пускают и боятся, заключается в том, что мы связали Олимпийские игры с бедностью и убийствами на Кавказе. Вот откуда все напряжение. Мне кажется, российские СМИ не видят связи между Олимпийскими играми и обнищавшим, криминальным Северным Кавказом. Как только кто-то эту связь видит, для российской власти это как красная тряпка. Если кто-то пишет о коррупции вокруг Игр, властям это тоже не нравится. И если кто-то пишет о реальной ситуации на Северном Кавказе, им это тоже не нравится. Но если кто-то связывает эти две вещи, то тогда у власти включается настоящий сигнал тревоги.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG