Ссылки для упрощенного доступа

Удальцов и Развозжаев: настал день суда


Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев во время рассмотрения апелляции в Мосгорсуде в январе 2014 года
Сергей Удальцов и Леонид Развозжаев во время рассмотрения апелляции в Мосгорсуде в январе 2014 года

Мосгорсуд начал рассмотрение по существу дела гражданских активистов, обвиняемых в организации массовых беспорядков

Во время рассмотрения по существу дела в отношении лидеров "Левого фронта" Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева в Московском городском суде 18 февраля обвиняемые не признали себя виновными. Следствие обвиняет их в организации беспорядков 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве и в попытке организовать аналогичные мероприятия в других городах России. По этим обвинениям им грозит до десяти лет лишения свободы. В этот же день у здания суда соратники Удальцова и Развозжаева, убежденные в их невиновности, проведут пикеты в их поддержку.

Дело Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева Московский городской суд начинает рассматривать со второй попытки. В конце декабря 2013 года дело отправили в прокуратуру – устранять нарушения. Следствие управилось быстро, и в начале февраля на предварительных слушаниях судья Александр Замашнюк назначил дату рассмотрения дела по существу и продлил срок содержания под стражей подсудимых – до 10 июня. Рассматривает дело коллегия из трех судей, председателем которой является судья Замашнюк.

Пикет у здания Мосгорсуда, где судят Удальцова и Развозжаева
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:46 0:00

Защита Развозжаева и Удальцова недовольна тем, как были устранены нарушения – в частности, из обвинительного заключения изъяли всех свидетелей защиты. Кроме того, защита Развозжаева считает, что все три дела против него (помимо организации беспорядков, Развозжаева обвиняют в незаконном пересечении российской границы и в ложном доносе), должны быть объединены в одно производство.

Заседание 18 февраля началось с технических вопросов. Защита и подсудимые подали несколько ходатайств: о дополнительном времени на ознакомление с делом для вновь вступивших адвокатов, о медицинском обследовании обвиняемого Леонида Развозжаева, о его переводе в другой следственный изолятор, который располагается ближе к Мосгорсуду. Коллегия из трех судей большинство прошений отклонила, но позволила вступить в дело в качестве защитника Развозжаева Юлии Полухиной, журналисту "Новой газеты" и помощнику адвоката.

После этого представители прокуратуры перешли к оглашению обвинительного заключения. Из него следовало, что умысел организовать беспорядки возник сначала у Константина Лебедева – еще одного фигуранта дела, признавшего вину и уже осужденного на 2,5 года колонии – и грузинского политика Гиви Таргамадзе. Таргамадзе пообещал Лебедеву финансовую и организационную помощь. Затем, как утверждают следователи, Лебедев предложил сначала Леониду Развозжаеву, а затем и Сергею Удальцову, учитывая популярность последнего у оппозиционно настроенных граждан, "неоднократно организовывать массовые беспорядки в будущем". Удальцов и Развозжаев, как утверждает следствие, согласились. Так была организована акция 6 мая, которая, как говорят прокуроры, сопровождалась поджогами и погромами.

Летом и осенью 2012 года Таргамадзе, Лебедев, Удальцов и Развозжаев, по утверждению следствия, планировали организовать беспорядки одновременно в разных городах, например, в Калининграде, Москве и Владивостоке. Для этого они ездили по российским регионам, проводили встречи и семинары со сторонниками. "Дискуссионные лагеря оппозиции", которые проходили летом 2012 года, были подготовкой к массовым беспорядкам, считают прокуроры.
Леонида Развозжаева, помимо этого, следствие обвиняет в незаконном пересечении российской границы. По их утверждению, Развозжаев, опасаясь уголовного преследования, уехал на Украину по паспорту брата, введя в заблуждение российские власти.

Ни Леонид Развозжаев, ни Сергей Удальцов вину не признали и назвали обвинение абсурдным и сфальсифицированным. Адвокат Сергея Удальцова Каринна Москаленко, вступившая в дело в декабре 2013 года, уверена, что эти обвинения не основаны на законе:

Адвокат Каринна Москаленко, один из четырех защитников Сергея Удальцова
Адвокат Каринна Москаленко, один из четырех защитников Сергея Удальцова
– Участие и подготовка публичных акций, митингов, шествий – это легитимно. Увеличение количества сторонников и участников таких мероприятий – это легитимно. Подготовка агитации, пропаганды – это легитимно. И даже подготовка антиправительственной литературы и лозунгов – это тоже абсолютно допускается законом. А наоборот, необеспечение порядка, доведение ситуации до массовых беспорядков – это полная ответственность государственных органов, которые обязаны просчитать, продумать, не допустить затора: не применять силовые приемы и не демонстрировать излишнюю силу мирным демонстрантам, которые пришли без оружия, без попытки совершения каких-либо беспорядков, а обеспечить их безопасность. В этом обвинении, в этом деле, все перевернуто с ног на голову! – считает Карина Москаленко.

По словам адвоката Леонида Развозжаева Дмитрия Аграновского, из имеющихся видеозаписей событий на Болотной площади очевидно, что ни Удальцов, ни Развозжаев, не могли организовать события, которые следствие называет массовыми беспорядками: "В интернете существует пятичасовая запись шоу "Минаев-live", где очень четко видно, кто реально виноват в том, что произошло 6 мая на Болотной площади. И к Удальцову, и Развозжаеву можно относиться по-разному, но то, что не они осуществляли расстановку сил полиции, то, что не они поставил кордон, в который уперлась колонна демонстрантов, совершенно очевидно".

Довольно продолжительное время продолжалась полемика между судьей и Сергеем Удальцовым и его защитой. Удальцов, высказывая свое отношение к предъявленному обвинению, заявил, что считает это дело – политическим заказом и "расправой с инакомыслящими". События 6 мая на Болотной площади, по его мнению, были спровоцированы властями. Судья Александр Замашнюк несколько раз прерывал Удальцова, ссылаясь на то, что он должен высказывать свое отношение к обвинению, а не выступать в суде как на митинге. Судья вынес Удальцову предупреждение за неподчинение распоряжению председательствующего и пригрозил удалением.

По словам адвоката Каринны Москаленко, это было одним их самых существенных нарушений в ходе сегодняшнего заседания: "Самой грубой ошибкой суда было неправильное разъяснение подсудимому Удальцову, что он, дескать, не имеет права давать свою оценку по поводу предъявленного ему обвинения. Наполовину права нашего подзащитного мы отстояли. Мы обязали суд все-таки выслушать его и выполнить требования закона. Но суд ввел в заблуждение Сергея Удальцова и пытался ввести в заблуждение всех присутствующих, говоря, что стороны якобы не имеют права давать оценку доказательствам. Это прямо противоречит тому, что происходило на судебном заседании. Представители прокуратуры несколько часов подряд давали свою правовую оценку действиям наших подзащитных. Мы с ней были категорически не согласны, она нам кажется порочной по существу, и мы собирались это сказать. Но защите этого сделать не удалось".

Адвокат Дмитрий Аграновский назвал разногласия между защитой и судьей "разминкой", во время которой "стороны смотрели друг на друга". Адвокат Сергея Удальцова Николай Полозов ожидает, что судья будет вести процесс достаточно жестко.

Адвокат Сергея Удальцова Виолетта Волкова в интервью Радио Свобода рассказала о том, с каким багажом адвокаты подошли к началу судебного разбирательства и чего ждут от этого дела:

Сергей Удальцов и Виолетта Волкова, июнь 2012 года
Сергей Удальцов и Виолетта Волкова, июнь 2012 года
– У нас уже есть определенные потери, потому что даже список свидетелей защиты был фактически исключен. Хотя это недопустимо, и наличие такого списка предусматривает Уголовно-процессуальный кодекс. Часть свидетелей отпала сама собой. Не буду называть фамилии, но это одни из организаторов шествия 6 мая, которые отказали нам в том, чтобы быть свидетелями защиты в этом деле. Они боятся являться в суд, потому что боятся, что на них может перекинуться какая-нибудь уголовная ответственность, потому что они точно такие же "организаторы", как и Сергей Удальцов. У нас есть, к сожалению, умерший свидетель, который должен был свидетельствовать об очень важном факте. Ряд доказательств, которые я планировала получить, получить нам не удалось, потому что эти доказательства – это фактически исследование, аналог судебной экспертизы, но если следственный орган обладает возможностью сделать эти экспертизы за счет госбюджета, подсудимый экспертизы может провести только за свой собственный счет. А никаких поступлений, никаких доходов, которые позволили бы Сергею Удальцову провести такие экспертизы, нет. Их еще возможно сделать, но, к сожалению, это достаточно дорого. Получается, что в полной мере мы не можем его защищать, потому что мы очень ограничены в финансовых средствах.

– Такое ощущение, что вот вокруг дела Удальцова и Развозжаева гораздо тяжелее атмосфера и гораздо меньше общественной поддержки.

– В чем-то это так. Я не могу сказать, что Удальцова не поддерживают, мы эту поддержку чувствуем, потому что мне регулярно приходят и письма, и даже люди подходят на улице, передают ему приветы. Люди помнят Удальцова. Другое дело, что наши лидеры протестного движения достаточно прохладно относятся к этому делу, то есть никакой особенной помощи от них мы не чувствуем.

– Как вы оцениваете перспективы этого дела? Я помню, на одном из судебных заседаний Сергей Удальцов довольно иронично называл все это "шпионским романом".

– Я не могу сказать, что в суде это будет представлено серьезно, потому что представить серьезное дело, в котором отсутствуют доказательства вины, невозможно. Я думаю, что будут какие-то пиар-акции, пиар-ходы со стороны государственного обвинения, потому что есть ряд "жареных доказательств", которые они расценивают как доказательства. Однако ни одного доказательства, которое говорило бы о том, что Удальцов и Развозжаев организовывали массовые беспорядки, что они предприняли какие-либо действия для организации этих массовых беспорядков, в деле нет. Несмотря на то что в нем 85 томов, все будет строиться на предположениях и на ложных показаниях. Мы все прекрасно понимаем: то, что сделал Лебедев, который получил исключительно минимальный срок наказания, притом что взял на себя "коммуникацию" этих массовых беспорядков, было сделано не без сделки со следственным органом. То, что сделал Лебедев, называется оговор. Он оговорил Удальцова, он оговорил Развозжаева. И мы это все увидим и услышим в суде. У нас есть что сказать государственному обвинению, даже на те показания, которые дал Лебедев. К сожалению, дело политическое, и ни одно из таких дел не заканчивалось оправдательным приговором. Я полагаю, что приговор будет достаточно суровым. Надо будет смотреть, какие приговоры будут у тех людей по делу 6 мая, которые сейчас ждут оглашения, 21 февраля. Им просят от 5 до 6 лет лишения свободы. Учитывая, что у нас уже полностью раскаявшийся Максим Лузянин получил 4,5 года, так у этих подсудимых, которые по тем же самым статьям проходят, но ничего не признавали, просто не может быть более низкого приговора. А у Удальцова срок будет еще больше. Мы предполагаем, что, скорее всего, это будет строгий режим, и где-то от 7 до 10 лет лишения свободы.

По оценкам Виолетты Волковой, судебное разбирательство может продлиться от двух до четырех месяцев: адвокат обращает внимание на то, что 10 июня у Сергея Удальцов и Леонида Развозжаева истекает срок меры пресечения и ожидается, что к этому времени в отношении лидеров "Левого фронта" уже может быть вынесен приговор. Они оба уже больше года находятся под стражей: Удальцов под домашним арестом, а Развозжаев в следственном изоляторе.

Поводом к возбуждению уголовного дела против лидеров "Левого фронта" стал фильм "Анатомия протеста – 2". Его авторы, а вслед за ними и следователи, утверждают, что Удальцов, Развозжаев, а также их товарищ Константин Лебедев вместе с грузинским политиком Гиви Таргамадзе готовили силовой захват власти в России. Константин Лебедев признался, заключил сделку со следствием и в апреле 2013 года был приговорен к 2,5 годам колонии. Сообщается, что Лебедев уже подал прошение об условно-досрочном освобождении. Удальцову и Развозжаеву по этим обвинениям грозит до 10 лет лишения свободы.

18 февраля гражданские активисты провести у здания Московского городского суда пикеты с целью – "выразить протест против нарушения конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации, в том числе против уголовного преследования участников согласованного мероприятия на Болотной площади в Москве 6 мая 2012". Кроме этого, соратники Сергея Удальцова поздравили его с прошедшим днем рождения. 16 февраля лидеру "Левого фронта" исполнилось 37 лет.

Слушания по делу Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева продолжатся в среду 19 февраля. Как ожидается, прокуроры начнут допрашивать потерпевших.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG