Ссылки для упрощенного доступа

Иран собирается прекратить сотрудничество с МАГАТЭ


Министр иностранных дел Ирана Манушер Моттаки заявил, что Тегеран будет вынужден прекратить сотрудничество с МАГАТЭ, если вопрос о ядерной программе Ирана будет передан на рассмотрение Совета Безопасности ООН
Министр иностранных дел Ирана Манушер Моттаки заявил, что Тегеран будет вынужден прекратить сотрудничество с МАГАТЭ, если вопрос о ядерной программе Ирана будет передан на рассмотрение Совета Безопасности ООН

Ситуация вокруг иранской ядерной программы все больше напоминает кризис. После вчерашних жестких заявлений Франции, Германии, Великобритании и США Тегеран угрожает закрыть свои ядерные объекты для международных инспекций. Теперь этот вопрос будет вновь рассматривать МАГАТЭ, после чего он будет обсуждаться Советом Безопасности ООН.


В пятницу министр иностранных дел Ирана Манушер Моттаки заявил, что Тегеран будет вынужден прекратить сотрудничество с МАГАТЭ, если вопрос о его ядерной программе будет передан на рассмотрение Совета Безопасности ООН. Министр сослался на принятый в прошлом году парламентом закон, согласно которому правительство должно остановить сотрудничество с соответствующими международными организациями, если Совет Безопасности займется иранской ядерной проблемой.


Позицию нынешних властей Ирана поддержал бывший президент страны Али Акбар Хашеми-Рафсанджани. Выступая перед журналистами в городе Решт, он заявил: «Проблема становится очень серьезной и теперь достигла своей критической точки. На мой взгляд, позиция западных стран основана на колониалистском менталитете. Они не хотят, чтобы другие страны, особенно исламские, обладали новыми технологиями, им важно, чтобы эти страны отставали на несколько шагов».


Рафсанджани, являющийся членом совещательного совета при духовном лидере Ирана аятолле Хаменеи, высказал официальную позицию этого органа: «Мы решили игнорировать эти колониальные табу и сделать то, что мы решили сделать».


Иранские власти отреагировали на решения, принятые в четверг на переговорах в Берлине министрами иностранных дел Великобритании, Франции и Германии. «Европейская тройка», в частности, призвала провести экстренное заседание МАГАТЭ.


Министрам иностранных дел «европейской тройки» понадобилось в Берлине менее 45 минут для выработки общей стратегии, о которой сообщил журналистам министр иностранных дел Германии Вальтер Штайнмайер: «С нашей точки зрения, настал момент, когда должен вмешаться совет безопасности ООН. Мы хотели бы подвигнуть Иран на выполнение предписаний МАГАТЭ. Мы договорились о необходимости созыва специального заседания совета управляющих МАГАТЭ для разработки дальнейших шагов и мероприятий. Это новая фаза, а вовсе не финал — я хочу это подчеркнуть — наших усилий по достижению успеха в урегулировании проблемы дипломатическим путем».


Решение европейских министров комментирует политолог Ханс Йессен: «У самого Евросоюза нет своих возможностей по оказанию давления на Иран. Что могут сделать европейцы? Они не могут в одностороннем порядке бойкотировать Иран. Это могло бы только мировое сообщество, ООН. На это и нацелена избранная стратегия. Осуществляется попытка получить максимально широкую поддержку позиции протеста в отношении Ирана, чтобы его власти увидели, что весь мир отвергает тот курс, который намерен проводить Тегеран. Но последует ли на это реакция Ирана, сигнализирующая о готовности к компромиссам? Сомнительно. Военное решение было бы крайней и последней возможностью. Но последствия силового решения настолько непредсказуемы, что о нем пока никто не хотел бы и думать».


Немецкий политолог Фолькер Пертес теперь сомневается, что «европейская тройка» устраивает Иран как партнер по переговорам: «Европейцы были до сих пор адекватными партнерами Ирана по переговорам. И они сделали правильно, что привлекли Россию, вынудили Иран обсуждать российское предложение. Теперь следовало бы привлечь к переговорам и американцев, хотя бы в косвенной форме. У Ирана есть свои легитимные интересы безопасности. Иранское руководство рассматривает геополитическую ситуацию вокруг себя и видит в Ираке, Афганистане и Персидском заливе американские войска. И уже поэтому Иран нуждается в прямой или косвенной гарантии своей безопасности, чтобы иметь возможность занять конструктивную позицию в отношении Европы и России».


XS
SM
MD
LG