Ссылки для упрощенного доступа

Три забайкальских офицера и трое сотрудников милиции погибли от рук дезертиров


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Клара Хоменко и Анна Липина.

Андрей Шароградский: В Читинской области в ночь на вторник совершили побег четыре военнослужащих призывника, служившие на одной из погранзастав области. В перестрелке с ними были убиты шесть человек. Передает корреспондент Радио Свобода Клара Хоменко.

Клара Хоменко: Три забайкальских офицера и трое сотрудников милиции погибли от рук дезертиров. Сегодня на одной из застав погранотряда Читинской области трое солдат разоружили часового, захватили автомат и начали стрелять в офицеров, которые находились в этот момент на заставе. Затем они похитили из комнаты хранения оружие - четыре автомата с боекомплектом. Взяв с собой безоружного часового, преступники скрылись на автомашине УАЗ.

В поиске военнослужащих участвовали сотрудники ФСБ и УВД по Читинской области. Для захвата был направлен отряд специального назначения, но около 4 часов по московскому времени дезертиров обнаружили работники Вагочинского ОВД. Они пытались перекрыть беглецам дорогу, но преступники столкнули машину милиционеров с трассы и в упор расстреляли троих находившихся в ней человек. Погибли начальник Вагочинского ГИБДД и два оперуполномоченных. После этого дезертиры попытались скрыться, но через несколько километров напоролись на кордон милиции. В ходе перестрелки один из них был убит, один тяжело ранен, двое захвачены.

Одной из причин побега солдат, по предварительным данным, явилась попытка избежать ответственности. Со слов военного прокурора СибВО Андрея Никулишина, все четверо сбежавших могли быть причастны к различным воинским преступлениям, связанным с нарушениями правил уставных взаимоотношений. Прокурор СибВО отметил, что на соседней погранзаставе проходила прокурорская проверка состояния воинской дисциплины. Трое из четырех беглецов - дембеля. Весной этого года они должны были увольняться со службы. Четвертый, также старослужащий, должен был демобилизоваться осенью.

Андрей Шароградский: В Псковском погранотряде, где 3 марта двое пьяных солдат-срочников самовольно с оружием покинули заставу и расстреляли троих энергетиков, сейчас работают группы, которые изучают причины происшествия. С подробностями корреспондент Радио Свобода Анна Липина.

Анна Липина: Днем 3 марта на Контрольно-пограничном пункте в Печорском районе Псковской области на российско-эстонской границе пьяными солдатами срочной службы одной из застав Псковского погранотряда Валерием Новиковым и Игорем Нужным были в упор расстреляны трое работников "Псковэнерго", которые направлялись для проведения плановых работ к подстанции, находящейся в 200 метрах от КПП. Энергетики подъехали к КПП и вышли из машины для предъявления документов. В это время с целью завладения автомашиной на энергетиков напали пьяные пограничники. Они открыли огонь очередями из автоматов. В результате все трое энергетиков были убиты на месте. После расстрела солдаты сели в машину и направились в сторону поселка Кочаново. Начальник областного УВД Сергей Матвеев объявил план перехват "Вулкан-5".

Сергей Матвеев: Мною было принято решение о проведении операции по задержанию вооруженных преступников. Выдвинуты соответствующие силы СОБР, ОМОН, участковые, уполномоченные милиции, сотрудники уголовного розыска, сотрудники ДПС, ГИБДД.

Анна Липина: В ходе задержания солдат в перестрелке с милицией один из них был убит, второй сдался. Военная прокуратура Северо-Западного регионального пограничного Управления ФСБ России возбудила уголовное дело в отношении сдавшегося Валерия Новикова по трем статьям Уголовного кодекса Российской Федерации - "Умышленное убийство", "Разбойное нападение" и "Хищение оружия".

В целом расследование побега дезертиров и убийство трех человек сейчас находится на стадии экспертизы и займет около месяца, так считает военный прокурор Северо-Западного регионального погрануправления ФСБ России Юрий Николаенко. Комментируя причины убийства, он отметил, что возможно на психику солдат повлияли некачественные спиртные напитки, что подвигло их к преступлению. С ним согласен и начальник Псковского погранотряда Игорь Бондарев. Он отметил, что психологический фактор не предсказуем, как поведет себя военный в нетрезвом состоянии предсказать невозможно. Также, по словам Игоря Бондарева, ответственность за данное происшествие должны нести и те люди, которые занимаются самогоноварением и продают алкоголь солдатам срочной службы. Игорь Бондарев отметил, что в следующем году пограничная служба ФСБ Северо-Запада России планирует полностью перейти на контрактную основу.

Андрей Шароградский: Почему конфликты именно среди пограничников приводят нередко к трагическим последствиям? Мнение ответственного секретаря Союза комитетов солдатских матерей России Валентины Мельниковой.

Валентина Мельникова: Пограничники с оружием. Это, пожалуй, один из немногих видов войск, где солдаты постоянно вооружены. Поэтому, конечно, в случае конфликтов у них больше возможностей использовать это оружие. Значит, тяжелая обстановка была, если такое случается. Во многих воинских частях очень тяжело, но не везде есть оружие. Хотя бывает, что убивают сослуживцев и табуреткой, и ножом, и топором.

Для нас каждый случай - трагедия. За последние три года очень много таких уходов с трагическими последствиями. Поэтому обычно говорим ребятам, чтобы оружие не брали с собой. Если ты не можешь как-то выяснить отношения, то лучше сделать это нормальным мирным путем, не убивая.

Очень часто ребята, которые не до трагических исходов, говорят: "Ну как же, нам все время говорят, что я не имею право бросить свое оружие". Они же уходят из нарядов, часовые. Это то чему их учат, приказывают, что оружие не должен бросить. Побуждает разное. Бывает, что деньги вымогают, на счетчик ставят. Всякие бывают истории. Нужно обязательно, чтобы очень внимательно следствие отнеслось к тому, что было до того в части. В советской армии ни солдат, ни офицеров наши руководители за людей не считают. Уставы эти советские давным-давно надо было пересмотреть, и взаимоотношения строить по-другому, и психологи должны быть нормальными, к людям должно быть другое отношение. К каждой воинской части прокурора не приставишь.

Что нужно изменить? Все нужно изменить. К сожалению, мы имеем сейчас советские вооруженные силы, а пограничники уже несколько лет назад говорили о том, что надо менять службу. Делать ее профессиональной государственной службой. Ничего не сделано. Конечно, у них тяжелая обстановка. У них дозоры в любую погоду, у них оружие, немного народу на заставе, бывает человеческая непереносимость. Все, что вовремя не сделано, не реформировано дает такие чудовищные последствия.

XS
SM
MD
LG