Ссылки для упрощенного доступа

Выставка политических плакатов в Праге


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Нелли Павласкова.

Андрей Шарый: В Праге с большим успехом проходит выставка политических плакатов советских и чехословацких периода 20-х, 30-х и 50-х годов прошлого века. Выставка называется "Власть картины, картины власти. Прогулкин, Хулиганкин, Склочникова". Так, оказывается, именовались главные враги социализма. На выставке побывала корреспондент Радио Свобода Нелли Павласкова.

Нелли Павласкова: "На суд с американскими варварами", гласит чехословацкий плакат 1952 года. Чья-то черная рука держит огромную закопченную пробирку, на которой изображен череп. Из пробирки вылетают злобные жучки и бабочки. Они падают на детишек, мирно играющих на ковре. Детей защищает мать-китаянка, поднявшая руку в жесте предупреждения. Другой рукой она прижимает к груди мертвого ребенка. На переднем плане молодой мужчина крепко хватает за тощую длинную руку дядю Сэма, не позволяя ему выпускать вредоносных насекомых, разносящих смерть людям доброй воли. Это один из наиболее запоминающихся чехословацких плакатов, представленных на выставке, демонстрирующей силу плаката, как средство агитации и пропаганды. Теперь все это воспринимается, как гигантский театр абсурда.

Если чехословацкий плакат смешон, а иногда кажется елейным, то советские плакаты 20-х - 30-х годов - ценные документы времени. Почти все без исключения они основаны на документальных фотографиях, которые комбинируются с рисунком, графикой и текстом. Их авторы - художники Долгоруков, Густав Клюцек, Ласицкие, Валентина Кулагина. На выставке представлены и ее плакаты и рисунки в стиле позднего кубизма. Цена таких плакатов, по крайней мере, 50 тысяч долларов за штуку.

Характерен чехословацкий плакат 1951 года под названием "Наша родина будет красивой и богатой". Под трепещущими знаменами нарисован красивый, моложавый Готвальд, обнимающий кудрявого пионера. Оба держат в руках план строительства. Под ними стройки, подъемные краны, трубы. На советских плакатах стереотипная композиция - огромная голова Ленина или Сталина нависает над домнами и трубами и над толпой простого люда. Мужчины в спецовках, женщины в красных косынках. Фотографии Сталина мало известны. На них он выглядит, как орел-разбойник с лихо заломленной бровью и жестким блеском в глазах. Ленин же большей частью елейно отретуширован.

Интересно, что в 30-е годы плакаты еще призывают к мировой революции "Даешь мировой Октябрь!". Здесь появляется мотив глобуса, окруженного людьми разных рас, причем ставка явно делается на китайцев и немцев, что удостоверяет надпись "Рот-Фронт". Но вот уже в 1934 году появляются и признаки чисток. Пока что, это только товарищеские суды. На плакате под гневным взглядом товарищей корчатся негодники по фамилиям Хулиганкин, Прогулкин и Склочинкова. Чехословацкие плакаты 50-х годов восхваляют кнедликовый социализм с гроздьями шпикачек и колбас и корзинами, полными яиц.

Организаторы и составители выставки - молодые люди, выпускники Карлова университета. Я спросила главного из них Яна Трешника - что побудило их устроить эту выставку?

Ян Трешник: Были две причины. Сначала мы увидели эти плакаты в доме их владельца, частного коллекционера. Он живет в Праге и за границей. Эти плакаты он приобретал во всех странах, где побывал. Наша выставка лишь часть его коллекции. Вторая причина - это ощущение того, что время тоталитарного режима еще волнует людей. Забывать его нельзя. Оно затрагивает и наше настоящее.

Мы распределили эта плакаты по пяти залам не хронологически, а тематически, перемешав советские и чехословацкие плакаты. Первый зал - прекрасный новый мир, иллюзия лучшей жизни. Второй зал - политическая религия, новые иконы. Третий зал - в тисках власти. Четвертый - научное планирование пятилетки. Пятый - маскарад зла, когда власть уже не обещает людям ничего возвышенного, сияющего, а только БАМы и целину.

Плакаты 50-х годов эстетически на очень низком уровне. Это уже откровенная мазня и лакировка действительности или озлобленное хулиганство при изображении бывших союзников США и Англии. Таков опыт времени тоталитаризма у нас и в СССР.

Нелли Павласкова: В зале "Новые иконы" много гигантских фотографий Сталина. Он мало похож на икону или святого, скорее, на сатану.

Ян Трешник: Нам все-таки кажется, что коммунистическая политика стала новым видом религии. И как в религии есть свои пророки и духовенство, так и в политике появились новые предводители и новая паства. Мы хотели показать параллель. Коммунистические политики пользовались теми же средствами, какими пользовалась религия. Там есть очень похожие механизмы.

Нелли Павласкова: На выставке я обратила внимание на группу молодых матросов Влтавского пароходства. Я спросила одного из них о впечатлении о выставке.

Матрос: Это интересно. Это же часть нашей истории, за которую нам надо, может быть, стыдиться. Это показ того, как жили наши деды и родители. Я рад, что не жил в то время, рад, что теперь все по-другому. Меня больше всего поразили на плакатах сияющие лица людей того времени. Молодые люди всегда с улыбкой на лице. Эти вожди народа. Во всем этом что-то неестественное, лживое, фальшивое.

XS
SM
MD
LG