Ссылки для упрощенного доступа

Внеконкурсная программа «Восемь с половиной» на Московском кинофестивале


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.

Никита Татарский: На Московском международном кинофестивале открылась внеконкурсная программа «Восемь с половиной». Она представляет мировой авторский кинематограф, и открылась лентой американского режиссера Гэса ван Сента «Последние дни». В основе фильма биография лидера группы «Нирвана» Курта Кобейна. Рассказывает наша коллега Елена Фанайлова

Елена Фанайлова: Главный герой «Последних дней» в исполнении Майкла Питта является физической копией Курта Кобейна. Он носит одежду, точно копирующую вещи рок-звезды, тонко повторяет его изломанную пластику, с ним в заброшенном особняке живут люди, похожие на музыкантов «Нирваны», к нему приезжает женщина, напоминающая Кортни Лав. Но на этом сходство заканчивается. Фильм не о рок-звезде, не о рок-культуре и ее героях и жертвах. Фильм "Последние дни" абсолютно символичен, это поэтическая притча о поэте и толпе, человеке и природе, и о том, что молодость ходит со смертью в обнимку, особенно молодость, близкая к гениальности.

Герой ван Сента не вступает в общение с внешним миром, если разговаривает, то отрывками из стихов для будущих песен, бродит по дому с ружьем, переодевшись в женское платье, а зовут его ни много ни мало - Блейк, как великого английского поэта и героя фильма Джармуша «Мертвец». Более того, в фильме не звучит ни одной записи группы «Нирвана». Говорит кинокритик Константин Шавловский.

Константин Шавловский: То, что ван Сент использует в финале классическую музыку, это принципиально важно. От режиссер такого уровня как ван Сент только этого можно ожидать. Нельзя же подумать, что он врубит какой-нибудь хит "Нирваны". В отличие от «Джерри», «Слон» ван Сент, наконец-то, вернулся к своей главной теме, я имею в виду фильмы "Аптечные ковбои", "Мой личный штат Айдахо". Он снимает фильмы о героях, которые ему близки и интересны, но при этом он уже может позволить себе медленные отъезды 5-минутные, где в кадре не происходит ровным счетом ничего. Потому что он в очередной раз напомнил миру о себе "Золотой пальмовой ветвью" в прошлом году. Он может позволить себе все, что угодно. Это не может не радовать.

Елена Фанайлова: Планы ван Сента так прекрасны, что сравнить его хочется с Франсуа Трюффо, еще одним певцом юности и самым утонченным режиссером прошлого столетия. Говорит историк кино, преподаватель истории искусств Курганского университета Любовь Качалина.

Любовь Качалина: Его нельзя назвать банальным никогда. Даже когда он снимает абсолютно реальные вещи, они кажутся какими-то отстраненными. Не то, чтобы не вполне реальными, но какая-то фантастичность в них присутствует. Он никогда не попадает в стереотипы. Как ему это удается, это уже какая-то отдельная тайна художника.

Елена Фанайлова: В финале фильма душа Блейка отделяется от тела и уходит вверх по лестнице. Но и этот мрачный сюжет, многократно обыгранный в кино, у ван Сента выглядит как индивидуальный поэтический жест невероятной пластической красоты.

XS
SM
MD
LG