Ссылки для упрощенного доступа

События Московской международной книжной ярмарки


Программу ведет Никита Татарский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Елена Фанайлова и Любовь Чижова.

Никита Татарский: Сегодня второй день работы 18-ой Московской международной книжной ярмарки.

Елена Фанайлова: Вчера ярмарка работала весь день, но ее торжественное открытие состоялось вечером в концертном зале "Россия". Там прошла церемония награждения победителей национального конкурса книгоиздателей "Книга года". Мероприятие прошло с большим размахом, транслировалось на большом экране. В зале присутствовал Михаил Фрадков. Вел церемонию Леонид Парфенов. Главную прозу года, по версии книгоиздателей, написали Василий Аксенов и Александр Кабаков. Главную поэтическую книгу - Юнна Мориц, которая на церемонию не пришла. А главным автором бестселлера в России почему-то стал Дэн Браун.

На самой же ярмарке в павильоне ВВЦ номер 57 - рабочая обстановка и свои радости. Литературный критик, сотрудник издательства "Новое литературное обозрение" Илья Кукурин.

Илья Кукурин: Я иду на пресс-конференцию издательства "Запасный выход", которое, во-первых, представляет само себя, а во-вторых, собирается вручить почетные майки 100 самым интересным, как они считают, людям города Москвы. Что же касается всей ярмарки, есть новые какие-то интересные художественные издания. В частности, любопытно, что написал Алексей Иванов, его роман представляют на стенде издательства "Азбука", писатель, чей предыдущий роман "Сердце Пармы" вызвал мое горячее несогласие. Кроме того, побывал на своем родном стенде издательства "Новое литературное обозрение", вышло несколько новых наших книг, в том числе поэтических, например - избранное Игоря Померанцева, очень рад, что с ним успели к ярмарке, а также издание "Тело в русской культуре".

Елена Фанайлова: Но это - книги для интеллектуалов. А вот плотный молодой человек в камуфляже со свежими шрамами на лице и огромным рюкзаком за спиной. Какую литературу он ищет на книжной ярмарке?

Посетитель ярмарки: Информативную, скажем так. Справочники, что-то подобное. Военная история. В общем, история.

Елена Фанайлова: А кто вы по профессии?

Посетитель ярмарки: Военнослужащий спецслужб.

Елена Фанайлова: Говорит главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин.

Сергей Чупринин: Я думаю, что публика делится на две категории. Первая категория - это люди, которые пришли сюда купить книжки подешевле. Я им сочувствую, потому что все равно потратить придется много: книжка за книжкой даже со скидками - это все равно ужасно. И вторая категория, к которой я сам принадлежу, - это люди, которые приходят сюда не столько за книжками, сколько чтобы сделать какую-то пробу воздуха, культурной атмосферы, что происходит, что делается.

Елена Фанайлова: Журналист газеты "Коммерсант", автор книг "Я Путина видел" и "Меня Путин видел" представлял новую книгу под названием "Увидеть Путина и умереть". Кремлевскому летописцу Андрею Колесникову пришлось не только давать автографы, но и обсуждать с народом самые удивительные вопросы.

Посетитель выставки: Красно-коричневый реванш в России.

Андрей Колесников: Я думаю, сейчас нереально это все.

Посетитель выставки: А сколько времени продлится нынешний, скажем так, путинский рай?

Андрей Колесников: Путинский рай может продлиться еще года четыре точно после Путина.

Посетитель выставки: То есть до 2012 года.

Андрей Колесников: Я думаю, вполне. Цены на нефть так быстро не упадут.

Посетитель выставки: А что будет после 2012 года?

Андрей Колесников: Я даже не знаю, что в 2008 году будет. Я думаю, что преемник Путина будет.

Посетитель выставки: Какой преемник?

Андрей Колесников: Неизвестно.

Посетитель выставки: Потому что возможны два варианта - или назначенный, то есть тот, которого хочет Путин и его команда, и другой вариант - альтернативный президент.

Андрей Колесников: Нет, это будет прямой преемник Путина. Проблема только в том, что Путин не знает пока еще, кто это.

Посетитель выставки: А еще можно вопрос? У нас преподаватели по профэтике журналистов очень заругались бы, если бы было такое использование в названии имени Путина, первого лица государства.

Андрей Колесников: Ну, претензий таких не выдвигалось. И потом, это не удалось зарегистрировать даже господину Кононенко, такую торговую марку - он имя-отчество попытался зарегистрировать "Владимир Владимирович". Путин, по-моему, тоже пока не регистрировал нигде свою торговую марку, поэтому сейчас используют, кто хочет и в каких угодно целях, в том числе и беззастенчивой такой наживы.

Елена Фанайлова: Студенты заметили, что обложка книги "Увидеть Путина и умереть", изображающая пустое белое кимоно, рукав которого в ударе направлен на зрителя, - это сарказм. Андрей Колесников ответил…

Андрей Колесников: Это не сарказм, это очень хорошая обложка. Видите, это человек-невидимка, у меня здесь тень с головой, с руками. Увидеть его и...

Посетитель выставки: Как вы считаете, может Путин оставить значительный след в истории?

Андрей Колесников: Ну, технический след он уже оставил, поскольку он будет президентом 8 лет. А вот так вот не уверен... Если бы он за три года закончил войну в Чечне, за оставшиеся три года, он бы оставил свой след. Но у меня нет уверенности в этом.

Посетитель выставки: А что ему надо сделать, чтобы его потом помнили?

Андрей Колесников: Закончить войну в Чечне.

Елена Фанайлова: На книжной ярмарке сегодня - встречи с известными писателями, круглые столы, конкурсы. Приглашенный гость 18-ой Московской Международной книжной ярмарки - Польша.

Никита Татарский: 52 процента россиян никогда не покупают книг, а 37 процентов их никогда не читают - таковы данные социологов «Левада-Центра». Таким образом, специалисты считают мифом утверждение, что Россия - самая читающая страна мира.

Любовь Чижова: С каждым годом число активно читающих россиян снижается: если два года назад таковыми себя считали 30 процентов опрошенных социологами "Левада-центра", то сейчас их только 23 процента. Может быть, виной тому - Интернет и модные аудиокниги - это когда едешь в машине, а к примеру, рассказы Довлатова читает известный актер. Но социолог "Левада-Центра" Борис Дубин ситуацию не драматизирует. По его мнению, россияне никогда не были самой читающей нацией.

Борис Дубин: Я, вообще, и раньше не понимал этого определения, а сегодня оно совершенно не может относиться к России. Кто сказал, что она самая читающая? Это была пропагандистская формула брежневских времен, под ней было довольно мало содержательного. А сегодня просто сама картина чтения во многом изменилась, она не катастрофическая, но она сложная, она другая по сравнению с 70-80-ми годами. Регулярно, постоянно, каждый день читают 41-42 процента. Примерно столько же читают от случая к случаю. 20 процентов никогда не читают. Дело сегодня, как я думаю, упирается не в то, что люди хотят читать, а в то, что они реально могут купить. А вся система книгораспространения в России старая рухнула или полуразвалилась, а новая еще не наладилась.

Любовь Чижова: Что же читает та часть россиян, которая все-таки относит себя к читающей части нации?

Борис Дубин: Они почти перестали читать газеты, по крайней мере ежедневно. Они в большинстве своем стали читать массовую, серийную общедоступную литературу, по нескольким жанрам, по которым они всегда хотели читать, просто раньше это было дефицитом, а сегодня это стало возможно. Это боевик, детектив, любовный роман, исторический остросюжетный роман с тайнами, сенсациями и разоблачениями. Вот примерно эта литература. Кто больше читает? Чем моложе, чем образованнее, тем больше читают. Чем старше и образованнее, тем больше у них будет домашняя библиотека, тем больше будет запас домашних книг. Женщины читают больше, чем мужчины, и покупают книг больше, чем мужчины, это всегда так было, надо сказать.

Любовь Чижова: Так что, по мнению Бориса Дубина, ситуация с количеством читающих россиян далеко не катастрофична. Его гораздо больше тревожит, что государство больше не поддерживает систему распространения книг, а в ней очень нуждаются публичные библиотеки и небольшие книжные магазины, торгующие серьезной литературой.

XS
SM
MD
LG