Ссылки для упрощенного доступа

Следователи Пентагона сняли обвинения с американских солдат, подозревавшихся в убийстве итальянского спецагента


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Юрий Жигалкин, Джованни Бенси и Ян Рунов.

Андрей Шарый: Следователи Пентагона сняли обвинения с американских солдат, подозревавшихся в убийстве итальянского спецагента Николо Калипари, который был застрелен в Ираке. Агент убит американскими военными на КПП неподалеку от белградского аэропорта. Он находился в автомобиле вместе с только что освобожденной итальянской заложницей Джулианной Сгреной, журналисткой левой газеты "Манифесто", которую до этого больше месяца удерживали иракские боевики. Откроет тему корреспондент Радио Свобода в США Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин: Достоверно известно лишь то, что 4 сентября в 8:55 вечера американские солдаты на шоссе в багдадский аэропорт открыли огонь по машине, двигавшейся в направлении аэропорта. Согласно официальной версии событий, подтвержденной в результате расследования, автомобиль шел на повышенной скорости в направлении блокпоста по автостраде, прозванной "дорогой смерти" из-за повышенного внимания к ней инсургентов.

Американские солдаты дали сигнал шоферу остановиться, сначала размахивая рукой, потом фонарем со специальным светом, затем предупреждающими выстрелами. Несмотря на предупреждения, автомобиль быстро приближался к патрульным, и им, с этим согласились американские следователи, ничего не оставалось, как открыть огонь по автомобилю, причем, как и требовалось правилами, они метили в двигатель. Расследовав этот инцидент, военная прокуратура пришла к выводу, что солдаты, открывшие огонь, действовали в соответствии с установленными процедурами. Они не несут ответственности за происшедшее.

В этом вердикте, реабилитирующем американских солдат, нет ответов на вопросы, поднятых после трагедии на багдадском шоссе. Прежде всего, вопрос к американскому командованию в Ираке. Не слишком ли, что называется, эластичным процедуры открытие огня на поражение? Незадолго до этого инцидента жертвой так называемого дружественного огня стал болгарский солдат. По некоторым сведениям, Пентагон рассматривает возможность изменение инструкции применение оружия. Еще один вопрос, который, кажется, безответно и неофициально задают американские эксперты. Почему итальянские спецслужбы провели операцию по освобождению журналистки, не уведомив американских военных? Подозревают, что она проводилась в секрете, поскольку за заложницу, судя по всему, был уплачен крупный выкуп, а Вашингтон считает, что такой способ освобождения воодушевляет террористов и провоцирует новые похищения. И самое главное. Почему американские патрульные не были поставлены в известность о том, что автомобиль с агентами спецслужб и освобожденной заложницей проследует по этой самой "дороге смерти", где каждая неопознанная машина вызывает тройное подозрение.

Андрей Шарый: Несмотря на то, что итальянское правительство под руководством Сильвио Берлускони было одним из самых последовательных союзников американцев в иракской кампании, многие итальянцы выступают или настроены против войны в Ираке довольно решительно. И тот факт, что в американском докладе солдаты, участвовавшие в трагическом инциденте, полностью оправдываются, может стать для Берлускони еще одной острой проблемой. Так считают многие обозреватели в Риме. Подробнее корреспондент Радио Свобода в Италии Джованни Бенси.

Джованни Бенси: Намечается серьезное охлаждение отношений между Соединенными Штатами и Италией, одним из их главных союзников в иракской войне. Американская и итальянская версии этого инцидента радикальным образом расходятся.

Сегодня во второй половине дня премьер-министр Сильвио Берлускони принял американского посла Меля Семблера. Разговор продолжался около часа, о его итогах не было опубликовано никакой информации. Большинство итальянских газет судит весьма сурово о заключениях, к которым пришло американское расследование дела Калипари.

По мнению газеты «Стампа», «итальянская сторона не готова принести правду в жертву политическим и дипломатическим отношениям с американским союзником». Важнейшая итальянская газета «Коррьере делла сера» говорит об «окончательном разрыве» по делу Калипари между Римом и Вашингтоном. Пока лидеры право-центристской правительственной коалиции предпочитают не высказываться, но представители лево-центристской оппозиции, критически относящейся к войне в Ираке, сделали весьма резкие заявления. Один из лидеров главной оппозиционной партии «Левые демократы» Марко Миннити потребовал, чтобы Берлускони или министр иностранных дел Джанфранко Фини отчитались в парламенте о мерах, которые правительство собирается принимать в связи с тем, что он называет «беспрецедентным враждебным актом по отношению к Италии». Со своей стороны, член правления входящей в левую коалицию партии «Маргаритка» Джузеппе Фиорони назвал результаты американского расследования «оскорблением памяти Калипари и актом высокомерия по отношению к Италии». Сама Джулиана Сгрена, корреспондентка газеты левой ориентации «Манифесто», подтвердила версию событий в Багдаде, противоречащую американской. Итоги, к которым пришли в Вашингтоне, заявила она, несостоятельны.

Сегодня в Рим доставлен автомобиль, в котором ехали Сгрена и Калипари в Багдаде. Итальянские специалисты проведут над ней дополнительные экспертизы.

Андрей Шарый: Как в связи с трагедией в Ираке могут дальше развиваться американо-итальянские отношения? Этот вопрос нью-йоркский корреспондент Радио Свобода Ян Рунов задал американскому эксперту.

Ян Рунов: Вот что думает об этом профессор университета Джорджа Вашингтона Генри Нау.

Генри Нау: Такие случаи бывали и раньше. У каждого государства своя юридическая система, требующая взаимного уважения. Я надеюсь, что американская сторона поделится имеющейся информацией с итальянской стороной, как с правительством, так и с прессой, и пусть этот вопрос дебатируется в соответствии с принципами открытости и демократии. Я надеюсь, что этот процесс будет цивилизованным и пресса не станет просто разжигать националистические и антиамериканские настроения.

Европа должна, наконец, понять, что вновь и вновь скидывает на нас грязную работу. Да, многие не согласны с тем, что и как мы делаем в Ираке. Но исторически нам приходится часто выполнять грязную работу для защиты той же Европы, и других государств, потому что у Европейских стран нет таких военных возможностей защиты других и себя, какие есть у нас.

Наши солдаты подвергаются постоянной опасности. И для защиты своей жизни от террористов и боевиков должны строго выполнять правила. Что они и сделали. Поскольку у Америки столь сложная миссия, эта объясняет, почему мы не присоединяемся к Международному трибуналу. Мы навлекаем на себя враждебное отношение со стороны многих народов просто потому, что мы сильны в военном и экономическом отношении. Но американская армия - отражение всего американского общества, того самого, которое приходило на помощь Европе много раз за последние 100 лет. То же самое мы делаем в Ираке - стараемся предотвратить худшее.

Мы с огромным уважением относимся к Италии, нашему союзнику. Но несчастные случаи, гибель в результате огня по своим случаются во время войны. Такое часто бывало во время Второй мировой войны. Журналисты не понимают этого, ожидая, что они не попадут под огонь, поскольку обладают журналистским иммунитетом. Была совершена ошибка, но не преступление.

Ян Рунов: Это был Генри Нау, профессор университета Джорджа Вашингтона.

XS
SM
MD
LG