Ссылки для упрощенного доступа

Что стоит за вооружёнными инцидентами в Дагестане?


Программу ведет Виктор Нехезин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.

Виктор Нехезин: Влияние федеральных правоохранительных органов на ситуацию в Дагестане будет многократно возрастать, заявил полпред президента России в Южном федеральном округе Дмитрий Козак.

Что стоит за вооружёнными инцидентами в Дагестане? Ответы на эти вопросы ищут как в Москве, так и в Махачкале. Своими соображениями с нашими корреспондентами делятся российские политики, политологи и представители дагестанской милиции.

Олег Кусов: О Дагестане многие наблюдатели всё больше говорят, как о территории вооруженного противостояния. Почти ежедневные нападения на сотрудников милиции, представителей федеральных сил расцениваются, как выпад террористических группировок против власти. По данным дагестанского МВД, с начала нынешнего года в республике было совершено около шестидесяти террористических актов, погибли почти пятьдесят сотрудников МВД и других силовых структур. Министр внутренних дел республики Адильгерей Магомедтагиров отправил в отставку руководство махачкалинской милиции, но общественность такие меры по наведению порядка не успокоили. Даже у простых сотрудников милиции иной взгляд на причины дестабилизации в республике. Наш корреспондент в Махачкале Магомед Мусаев записал мнение по этому поводу офицера милиции по имени Арсен.

Арсен: Это глубокий кризис нашей власти, это бездействие наших внутренних органов, лень. Работа не поставлена на должном уровне, нет специалистов высокого класса. Которые были специалисты высокого класса, тоже ушли оттуда, в другие структуры. Взяты люди, по идее, с улицы недостаточно профессиональные люди работают в органах. Ваххабизм - это навязанное, какое-то пришлое... Я это не связываю с ваххабизмом, я связываю это с безвластием власти.

Олег Кусов: У сержанта по имени Осман свой взгляд на причины дестабилизации в Дагестане.

Осман: Вот вы слышали - Бороздиновская, там, дагестанские села разорили вот эти бывшие бандиты? Но какой порядок можно навести в Чечне, если там находятся вот эти бандиты бывшие у власти?! А вот когда в Чечне будет наведен порядок, в Дагестане само собой порядок будет. Кому-то это нравится, нет, они просто дурят население своими лозунгами, никакого порядка они не наведут. До 99-го года какой порядок там наводили? К народу нашему дагестанскому и к "Джамату" никакого отношению не имеют. Эти все бандгруппы оттуда отправляются и здесь они творят свои черные дела, на территории Дагестана.

Олег Кусов: Так считают сотрудники дагестанской милиции, чьим мнение на улицах Махачкалы интересовался наш корреспондент Магомед Мусаев.

Известный российский правозащитник Лев Пономарёв, в свою очередь, обвиняет сотрудников МВД в недопустимых мерах воздействия на задержанных людей.

Лев Пономарёв: Я лично давно уже пришел к выводу, что проблемы там не столько влияния экстремистского подполья, оно, бесспорно, есть, оно есть всюду на Северном Кавказе, сколько вооруженная борьба народа против правоохранительных органов. Оружие есть, это просто восстание народа. Не случайно каждый день мы узнаем, что убивают милиционеров. Меня в этом убедили люди, которые приезжают из Дагестана. Они рассказывают о страшных пытках, которым подвергаются те, кого берут милиционеры. Я не буду рассказывать о тех пытках, которым мужчины подвергаются там, но, выходя оттуда живым, он становится кровником, он просто ставит перед собой задачу уничтожить того милиционера или родственника того милиционера, который совершил над ним вот это преступление. Теперь как реагирует власть? Власть увеличивает состав милицейского корпуса, а, кроме того, в конкретном этом случае им дается карт-бланш.

Олег Кусов: Вооружённые инциденты в Дагестане - это следствие политики местной власти. Так считает лидер Исламского комитета России Гейдар Джемаль, недавно посетивший республику.

Гейдар Джемаль: Не нужно им оздоровления, они хотят экстремизма, они хотят выталкивать молодежь в горы, они хотят, чтобы был взрыв, чтобы заливать все кровью, они хотят исламкаримовщины для того, чтобы, как они полагают, предотвратить свою версию "оранжевой" революции. А возможно, имеет место и циничный сговор. Власть делает ставку на обострение ситуации, чтобы перейти в прямое наступление на очаги нелояльности и несогласия с ней.

Олег Кусов: Депутат Госдумы России Алексей Кондауров предлагает свою версию событий, согласно которой за дагестанской дестабилизацией может стоять кремлевская борьба за власть.

Алексей Кондауров: Я боюсь, что когда идет борьба за власть из центра, этот фактор тоже может использоваться. Мы с вами прекрасно понимаем, если, допустим, Козак - реальная фигура, Козак может рассматриваться, как преемник, ясно, что фигура Козака не приемлема для части властной элиты сегодня. Если у этой части властной элиты есть инструментарий, тот, о котором я говорил, они вполне могут его использовать для того, чтобы показать несостоятельность Козака и дискредитировать его через эти вещи. За этим нехитрым механизмом расшатывания политической ситуации в стране конкретные человеческие жизни, гибель сотрудников правоохранительных органов.

Олег Кусов: Лидер «Демократического союза» Валерия Новодворская считает, что дагестанские события стали продолжением вооружённого конфликта в Чечне.

Валерий Новодворская: Это расползается чеченская проблема. Просто раковая опухоль так себя ведет: сначала опухоль, потом метастазы. Это уже пошли метастазы. Поскольку люди все жить хотят, то кому понравится, что федералы постоянно кого-то ловят и из танков убивают. Логика событий ведет к тому, что этот регион тоже скажет: а что такое федералы, зачем они нужны, - и будет воспринимать их, как помеху. Ну, отсюда появляется уже желание быть подальше, то есть сепаратизм обеспечивается федеральным центром. Милиционеры воспринимаются, как представители этой самой центральной власти, как коллаборационисты. Все, что будет связано с Россией, будет восприниматься, как чужое, враждебное и, главное, опасное для жизни.

Олег Кусов: Говорила лидер «Демократического союза» Валерия Новодворская, которая, основываясь на событиях в Дагестане, прогнозирует скорое ослабление влияние России в этом регионе.

XS
SM
MD
LG