Ссылки для упрощенного доступа

Масштабная переброска войск в соседние с Чеченской республикой регионы


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Александр Гостев: По данным военных экспертов, в соседние с Чеченской республикой регионы идёт масштабная переброска войск. Об усилении пограничной и армейской группировок на Северном Кавказе заявил и президент России Владимир Путин, посетивший в минувшие выходные Южный Федеральный округ. Тему продолжит наш корреспондент Олег Кусов.

Олег Кусов: Владимир Путин уделил большое внимание в Махачкале вопросам обустройства государственной границы и дислоцированию в Дагестане и Карачаево-Черкесии новых горно-стрелковых бригад. Стало известно и о том, что в ближайшие месяцы будет существенно увеличена группировка внутренних войск на Северном Кавказе. Как отмечают военные эксперты, это говорит о том, что Кремль принял решение о милитаризации всего региона.

Разговоры о сокращении армейской группировки в Чечне ушли в прошлое. Военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец анализирует инициативы президента России.

Виктор Баранец: Дымит уже не только в Чечне, но уже и в близлежащих регионах. Этот фактор я бы отметил в качестве основополагающего, поскольку Москва уже явно дает понять своим генералам - ребята, вы выпустили этого джинна за пределы Чечни. Мы сейчас должны особое внимание уделять Дагестану. Количество терактов в Дагестане сегодня уже в три раза превышает количество терактов в Чечне. Этот фактор тоже не может быть для Москвы не замеченным.

Таким образом, можем делать стратегический вывод о том, что сегодня начинает сильнее раскачиваться весь Северный Кавказ. А это значит, что и будущие президентские выборы будут проходить уже в ситуации военно-политической на Северном Кавказе гораздо более сложно, нежели она была в то время, когда к власти пришел Путин.

Олег Кусов: Говорил военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец.

Чеченский публицист Руслан Мартагов считает, что Кремль намеренно обостряет ситуацию в регионе.

Руслан Мартагов: Войска можно наращивать только по одной простой причине. Если вы заготовили третью большую, но уже не чеченскую, а общую северокавказскую войну. Вот тогда стоит туда нагонять войска. Других причин я не вижу.

Олег Кусов: Руслан Мартагов убеждён, что изначально российское руководство выбрало ошибочную концепцию урегулирования чеченского кризиса.

Руслан Мартагов: Решение конфликта президенту Путину было подсказано в мае 2000 года главами районных администраций Чечни - взять ситуацию под личный контроль путем назначения в Чечню чиновника в ранге вице-премьера, в этом же ранге делегировать ему полномочия Верховного главнокомандующего. В Чечне появлялась власть. Когда Путину это сказали люди, которые непосредственно живут в Чечне, которые варятся в этой каше, он поулыбался и пообещал разрешить вопрос именно в этом ключе. Но что он сделал? Ровно через две недели после этого собрания в Кремле, он убирает Кошмана и назначает Кадырова. Что после этого? После этого "Норд-Ост", после этого Назрань, Беслан, Грозный, Знаменка, еще раз Знаменка.

Терроризм - это в первую очередь идеология. Против терроризма, против идеологии терроризма можно противопоставить только идеологию. А какой идеологии противостояния терроризму можно говорить, когда вчерашних террористов, а по ряду факторов и сегодняшних, назначают на высшие государственные должности, награждают их высшими государственными наградами. Предательство! Когда идет предательство, поставите массу войск (я не говорю только о чеченской милиции, говорю о тех же федералах), они будут стоять и смотреть. Они не будут предпринимать никаких активных действий. Потому что у них перед глазами яркий убедительный пример: вчерашний бандит - сегодня государственный чиновник. Те, кто вчера против этого бандита боролись, против этого бандита воевали, сегодня в изгнании.

Олег Кусов: Так считает чеченский публицист Руслан Мартагов.

Известный российский политолог Андрей Пиантковский утверждает, что Москва уже проиграла чеченскую войну без второго Хасавюрта, при чем на этот раз проиграла не Басаеву, а Кадырову.

Андрей Пиантковский: 10 лет назад начался сепаратистский конфликт, где против нас сражались бывшие советские офицеры, блестящие советские офицеры - Дудаев, Масхадов и другие. С ними можно было о чем-то говорить, о чем-то договариваться. Сейчас мы в ситуации, когда эту войну проиграли, потому что не мы контролируем Чечню, контролирует Чечню Кадыров, отец которого, как вы помните, сказал, что есть очень простое решение русской проблемы - каждый чеченец должен убить 150 русских. А теперь этот человек настолько вошел во власть, что позволяет себе по Кремлю в подштанниках расхаживать. Но это еще не конец истории.

Проиграв эту войну и проиграв Чечню Рамзану Кадырову, мы получили в качестве дополнительного эффекта еще такое исламистское движение по всему Кавказу. Эта ситуация сбывшегося прогноза. То, что было таким пропагандистским лозунгом, что мы сражаемся на Кавказе с международным терроризмом, чтобы продать Западу, чтобы Запад поддерживал. Остался сбывшимся прогноз в том смысле, что там какие-то негры (Шабалкин нам все время хочет каких-то негров показать) и арабы. Арабы попадаются, но очень мало. Они в основном в Ираке концентрируются. А трагедия в том, что масса молодых людей на Северном Кавказе - в Дагестане, в Ингушетии - начинают себя воспринимать, как часть вот этого мирового исламистского джихада. Образно выразился такой информированный человек как господин Сурков. Он сказал, что на всем Кавказе это ситуация распространяющегося подземного пожара, что с этим делать, мы не знаем.

Олег Кусов: Говорил политолог Андрей Пиантковский.

Как отмечают аналитики, Москва по-прежнему настаивает на силовом решении северокавказского кризиса, фактически отказываясь от политических и экономических мер.

XS
SM
MD
LG