Ссылки для упрощенного доступа

Суд приговорил Мохаммеда Буйери к пожизненному заключению за убийство режиссера Тео ван Гога


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Софья Корниенко.

Андрей Шароградский: Суд в Амстердаме приговорил к пожизненному заключению Мохаммеда Буйери за убийство голландского режиссера Тео ван Гога. Исламский экстремист Буйери заявил, что действовал в соответствии со своими религиозными убеждениями. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Нидерландах Софья Корниенко.

Софья Корниенко: Мечта Мохаммеда Буйери стать мучеником не сбылась. Через несколько часов после совершенного им убийства Тео ван Гога Буйери спровоцировал перестрелку с полицией в надежде и самому быть убитым. Теперь, по выражению материл Тео ван Гога, убийцу ее сына ждут не вожделенные 72 девы в раю, а пожизненное заключение. При этом помимо обвинения в убийстве, суд учел вынесенное прокуратурой обвинение в попытке убийства двоих полицейских. Одного из них от смерти спас лишь пуленепробиваемый жилет.

Еще одно обвинение, предъявленное Буйери, связано с тем, что он мешал работе бывшей беженке из Сомали, депутата парламента Нидерландов Аян Хирши Али, из страха за свою жизнь вынужденной скрывать домашний адрес и выходить из дома только в сопровождении охраны. Госпожа Хирши Али активно содействовала Тео ван Гогу в съемках его последнего фильма "Покорность" об унижении женщин именем ислама. Принято считать, что именно этот фильм стал поводом к убийству режиссера. Суд охарактеризовал действия Мохаммеда Буйери как терроризм.

С момента вступления в силу нового законодательства по борьбе с терроризмом, в Голландии это первый приговор к пожизненному заключению за терроризм.

Председатель суда: На теле жертвы убийца оставил письмо с угрозами не только в адрес депутата Аян Хирши Али, но и Нидерландам в целом. Учитывая эти обстоятельства, суд пришел к заключению, что умыслом обвиняемого было нагнетание страха в голландском обществе. Его действия были направлены на то, чтобы расшатать и подвергнуть угрозе уничтожения фундаментальные основы государства. Обвиняемый также нанес огромный ущерб работе депутата Хирши Али по борьбе с терроризмом, что имело для нее личные последствия.

Софья Корниенко: Говорит соратник Хирши Али по партии Франц Вейкерс.

Франц Вейкерс: Так как Мохаммед Б. постоянно мешал Аян Хирши Али мы считаем приговор опорой и поддержкой как для Аян, так и для демократии в целом.

Софья Корниенко: Сама Аян Хирши Али воздержалась от комментариев. Мохаммед Буйери сразу признал себя виновным по всем обвинениям, а в ходе процесса принципиально отказался от защиты. Буйери также заявил, что не сожалеет о содеянном, так как, по его словам, его долг "отсекать голову каждому, кто оскорбит Пророка". В опубликованном в середине месяца отчете клиники при Министерстве юстиции Мохаммед Буйери признан полностью вменяемым. Приговор он воспринял без эмоций. Молча встал, пожал руку своему адвокату и был выведен из зала. Не удовлетворил суд лишь требования прокуратуры лишить Буйери избирательного права. По заявлению суда подсудимый не может быть лишен данного основного демократического права.

Сегодня утром было опубликовано адресованное Мохаммеду Буйери открытое письмо знаменитого своими крайними правыми взглядами депутата парламента Херта Вилдерса. "Ваше безумие никогда не приведет к победе", - обратился Херт Вилдерс к Буйери и сочувствующим ему группировкам. Далее в письме также подчеркнуто, что большинство мусульман питают отвращение к Мохаммеду Буйери. "Именно благодаря таким, как Буйери, благодаря тому, как такие люди выставляют ислам эта религия обретает угрожающие черты в глазах общественности", - пишет Херт Вилдерс. Несмотря на то, что причастность Мохаммеда Буйери к деятельности радикальной амстердамской группировки "Хофстат" широко известна, доказать, что в совершении убийства ему содействовали третьи лица в суде так и не удалось. Правительство Амстердама выразило надежду, что приговор Буйери будет способствовать стабильности и спокойствию в городе.

По заявлению городских властей, убийство Тео ван Гога поставило Амстердам перед фундаментальной дилеммой - как дальше жить в городе?

XS
SM
MD
LG