Ссылки для упрощенного доступа

Супруга Радована Караджича выступила с публичным призывом к своему мужу сдаться международному трибуналу


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Айя Куге.

Андрей Шарый: Обозреватели на Балканах выдвигают самые разные объяснения причин, по которым супруга опально боснийско-сербского вождя Радована Караджича Лильяна вдруг выступила с публичным призывом к своему мужу сдаться международному трибуналу по наказанию военных преступников. Из Белграда корреспондент Радио Свобода Айя Куге.

Айя Куге: Несколько дней назад исполнилось ровно десять лет с тех пор, как международный Гаагский трибунал выдвинул обвинения против бывшего лидера боснийских сербов Радована Караджича. Почти год он ещё оставался на политической арене сербской республики в Боснии, а потом скрылся. В четверг вечером по телевидению выступила его супруга Лильяна и обратилась мужу с просьбой сдаться. Годами она категорически заявляла, что Радован Караджич никогда не сдастся "несправедливому" трибуналу в Гааге.

Лильяна Караджич: Наша семья находится под постоянным давлением со всех сторон, наша жизнь под угрозой. Мы живем в атмосфере боли и страданий. Поэтому я должна выбирать между лояльностью к тебе и лояльностью к детям и внукам, и я сделала этот выбор! Мне больно и тяжело просить тебя об этом, но я всей душой и сердцем прошу тебя сдаться. Это будет жертвой ради нашей семьи. В надежде, что ты жив и можешь принять решение по собственной воле, прошу тебя сделать это ради нас всех. Единственное, что могу сделать я - просить тебя!

Айя Куге: Лильяна Караджич выступила с этим обращением перед телекамерами американской съемочной группы, в своем доме в Пале под Сараево. Она производила впечатление женщины, говорившей искренне. Её призыв транслировали все телестанции в Боснии, Сербии и Черногории. Реакция на этот призыв самые разные, ее можно разделить на три группы. Сторонники первой теории утверждают, что давление, которому подвергается семья Радована Караджича столь велико, что его жена просто "сломалась". В течении последних месяцев её дом и квартиры взрослых сына и дочери многократно обыскивали международные силы, допрашивая Караджичей часами. В начале июля сын Караджича Александр был арестован и десять дней провёл на допросах в базе миротворцев. Семья утверждает, что все их телефонные разговоры прослушиваются. Брат Караджича Лука заявил, что он не считает, что Радован должен сдаться, и выразил сомнение в том, может ли он, дозволено ли ему решение о сдаче принять самостоятельно?

Лука Караджич: Я считаю, что речь идёт о неприемлемом нажиме на семью. Это видно со слов его жены, по ее поведению, по выражению лица. Хочу спросить: что случится, если Радован Караджич долго не получит эту информацию с просьбой Лильяны?

Айя Куге: Многие местные аналитики считают, что призыв Лильяны Караджич - не искренний, что она пытается лишь добиться, чтобы давление на семью ослабло. Говорит главный редактор белградского политического еженедельника "Время" Филип Шварм.

Филип Шварм: Семья Караджичей находится под определённым нажимом международных сил, которые пытаются установить, где находится Радован Караджич. А Лильяна Караджич, вероятно, желает сказать: ни семья, ни я, мы не имеем никаких связей с Радованом. Не знаем, жив ли он. Не знаем, как она говорит, может ли он решать за себя. Это похоже на попытку найти выход: "Мы как будто не знаем, где он, а вот что снами делают!"

Айя Куге: Есть ещё одно мнение - Радован Караджич готовится сдаться.

Филип Шварм: Может быть, они подготавливают почву для сдачи Караджича. Десять лет он скрывается от правосудия, десять лет его гоняют. Может быть, ему это надоело, может быть, он остался без денег, а может быть, люди, которые его охраняют, не хотят больше сидеть в какой то лесной дыре. Я считаю, очень быстро выяснится, о чём здесь речь. Если Радован Караджич ищет алиби, чтобы сдаться, он потом сможет сказать: вот, я знаю, что Гаагский трибунал несправедливый, я праведник, который страдает, и сдаюсь, жертвуя ради своей семьи.

Айя Куге: Девять лет наблюдатели полагают, что Караджич скрывается в густых лесах в горной местности в восточной Боснии, на границе с Черногорией. Миротворческие силы в Боснии предприняли несколько шумных операций по его поиску, которые неизменно оканчивались безрезультатно. Близкие к бывшему лидеру боснийских сербов люди утверждают, что летом 1996 года Караджич достиг договорённости с американским дипломатом Ричардом Холбруком о том, что он не будет арестован, если уйдёт с политической арены и не будет появляться на публике. Холбрук опровергает такую информацию.

Представитель Гаагского трибунала в Белграде Александра Миленович заявила, что один из самых разыскиваемых людей в Европе должен предстать перед судом.

Александра Миленович: Радован Караджич обвиняется за совершение преступлений, которые включают жестокое обращение и этнические чистки мирного граждан Боснии, за убийства, в том числе массовое убийство более семи с половиной мусульманских мужчин и подростков в Сребренице. Он скрывается от правосудия уже десять лет. Любой разумный срок его сдачи трибуналу давно истёк. Жертвы тех преступлений. которые он совершил, слишком долго ждут.

XS
SM
MD
LG