Ссылки для упрощенного доступа

МАГАТЭ перечитывает иранское ядерное досье


Сергей Гулый, специально для сайта.

Обогащайся, кто может

Международное агентство по атомной энергии решает, передавать ли "ядерное досье" Ирана в Совет Безопасности ООН. Эксперты полагают, что на столь резкие шаги МАГАТЭ не решится. Это значит, что неопределенность вокруг ядерной программы Тегерана сохранится. А Москве, продолжающей строительство АЭС в иранском Бушере, придется и дальше затягивать ввод станции в эксплуатацию - под безупречно благовидными предлогами.

Во вторник Совет управляющих МАГАТЭ собрался в Вене на чрезвычайное заседание. Совету предстояло решить, направлять ли в Совет Безопасности ООН жалобу на Иран. MАГАТЭ входит в семейство органов Объединенных Наций, Совбез является для агентства своего рода вышестоящей инстанцией. По предложению агентства СБ вправе ввести санкции против страны-члена - в данном случае, за нарушение правил оборота ядерных материалов и технологий.

В понедельник Тегеран возобновил деятельность ядерного центра в Исфахане, производящего обогащенный уран. После завершения установки на заводе контрольной аппаратуры МАГАТЭ и под наблюдением его сотрудников рабочие удалили пломбы с оборудования и загрузили в него первую партию урановой руды. Завод в Исфахане выпускает газообразный уран, который может быть использован после дальнейшей обработки для производства топлива для атомных станций.

Строго говоря, нет ничего незаконного в стремлении страны третьего мира создать полный ядерный топливный цикл - от шахтной добычи руды до получения топлива, которое затем будет сожжено в реакторе коммерческой энергетической станции. Пусть даже эта страна не очень богата, и обладает огромными запасами нефти и газа, сжечь которые гораздо дешевле. Нужно лишь, что бы все надлежащие процедуры находились под контролем МАГАТЭ.

Однако свое желание выстроить такой цикл Иран долгое время скрывал. О том, что Тегеран уже почти достроил сеть производств по обогащению урана, мир узнал случайно - после того, как о тайных строительных работах прознали агенты боевой оппозиционной группы, а потом по этой наводке их сфотографировали сверху американские спутники. Обогащенный для использования на АЭС уран при дополнительной обработке может быть применен уже для изготовления военного ядерного устройства. Свой интерес к ядерной бомбе руководители Исламской Республики всегда категорически опровергали. Но их попытки скрыть ключевые детали ядерных разработок Ирана заставляет делать далекоидущие выводы.

Чтобы урегулировать конфликтную ситуацию, МАГАТЭ разрешил Европейскому союзу провести от своего имени переговоры с Ираном об условиях частичного сворачивания своей ядерной программы. Последний пакет предложений ЕС, переданный им Ирану, включает меры по поощрению иранского экспорта и иностранных инвестиций в эту страну. Одновременно он содержит гарантии бесперебойной поставки в Иран ядерного топлива для АЭС (ранее Тегеран объявил о программе строительства 20 энергоблоков).

Свободный импорт ядерного топлива увязывается Евросоюзом с закрытием собственной топливной программы Ирана. Последний счел такое предложение неприемлемым и возобновил обогащение урана в одностороннем порядке.

Три пишем, четвертый в уме

Сегодня МАГАТЭ снова поставлен перед необходимостью как-то реагировать на очевидные процедурные нарушения со стороны своего члена. Его совету управляющих стоит перед выбором из двух решений, каждое из которых не является идеальным. Он может апеллировать к Совету Безопасности ООН (тем самым признав собственное неумение решить вопрос). Или "оставить ссор в избе", дать Евросоюзу и Тегерану дополнительное время для урегулирования проблемы. Но предыдущие попытки не принесли никакого результата. К тому же агентство уже проспало появление трех новых ядерных держав. Индия и Пакистан провели испытания ядерного оружия в 1998-м. Северная Корея в этом году заявила об обладании ядерной бомбой, но доказательств не представила. Если этот список пополнит Иран, можно будет говорить о полной и окончательной дискредитации самой идеи ядерного нераспространения.

Как сообщил агентству Reuters источник в секретариате МАГАТЭ, Совет директоров организации, скорее всего, воздержится от резких шагов. Опрошенные РС эксперты также полагают, что говорить о резком обострении кризиса вокруг ядерной программы Ирана преждевременно.

Так, исполнительный директор вашингтонской Ассоциации по контролю над вооружениями Дэрил Кимбалл считает, что обострения ситуации, по крайней мере, пока, удастся избежать: "Могу предположить, что (переговоры) скоро возобновятся, и Иран даст задний ход до того, как ситуация выйдет из-под контроля.

Ему вторит заместитель директора московской аналитической группы ПИР-центр Антон Хлопков. "Пока не произошло чего-то такого, что могло бы способствовать обострению ситуации. Основной причиной достаточно жестких заявлений со стороны нового иранского руководства и европейской "тройки" является желание обеих сторон показать жесткость своей позиции перед очередным раундом переговоров".

"Ирану понадобится еще много лет, чтобы приступить к производству собственного ядерного оружия", - полагает директор Кимбалл. А за это время и Соединенные Штаты (до недавних пор они наиболее активно выступали за принуждение Ирана к отказу от ядерных разработок) и остальной мир сумеют выработать эффективную позицию в своих рабочих контактах с Ираном.

Последнее окончательное оповещение

Самым заинтересованным наблюдателем за решениями МАГАТЭ (разумеется, кроме перечисленных стран) является Россия. Это единственное государство, которое открыто содействует Ирану в его ядерных разработках. Оборудование, уже установленное российскими компаниями на строящейся АЭС в Бушере, никак не может быть задействовано в интересах военных ядерных разработок Ирана. Тем не менее, гражданская и военная ядерные программы имеют общие исходные технологии. Не удивительно, что Вашингтон всегда категорически возражал против участия России в ядерной программе страны, позиция которой полна двусмысленностей.

Это давление в итоге принесло свои плоды. После того, как три года назад США обнародовали информацию о секретных ядерных объектах Ирана, Москве пошла на подписание с Тегераном дополнительных документов, оговаривающих условиях поставки и возврата топлива для станции в Бушере.

Эксперты отмечают, что, поддерживая на словах скорейший ввод АЭС в эксплуатацию, Россия, возможно, пытается затянуть этот процесс - до того, как наступит ясность с будущим этой страны.

Президент США Джордж Буш в свое время причислил Иран к "оси зла"; республиканская администрация открыто объявила о желательности смены авторитарного теократического режима. Состоявшиеся недавно в Иране выборы выиграл ставленник консерваторов. Жесткие заявления приступившего на прошлой неделе к работе президента Махмуда Ахмадинежада не позволяют надеяться на изменение политического курса страны. А, значит, развязка иранского узла может ускориться.

Оказаться в таких условиях крайней Москве бы совсем не хотелось. Эксперты полагают, у России есть пространство для маневра. "Если будут открыты новые данные в отношении ядерной программы в Иране, то, безусловно, Москва будет готова всерьез эти данные рассмотреть и пересмотреть свою позицию. В частности, в отношении сотрудничества в Бушере", - говорит эксперт ПИР-центра Антон Хлопков.

Г-н Хлопков ответил утвердительно на вопрос РС, имеются ли у России резоны затягивать ввод АЭС в Бушере в эксплуатацию. "Политический аспект здесь, безусловно, присутствует. У России нет стопроцентной ясности в отношении ядерных исследований Ирана. Достаточно вспомнить открытый доклад СВР аж 1993-го года, где говорится: Иран ведет исследования в ядерной области военно-прикладного характера. Возможно, Россия куда более активно сотрудничала бы с Ираном в ядерной области, если бы те вопросы, которые существуют, были бы Ираном оперативно и без задержек сняты. Этого не произошло, вопросы, остаются. Не стоит забывать и о том, что (из-за Ирана) США блокируют целый ряд направлений российско-американского сотрудничества".

Подтверждением этих слов стало разъяснение позиции МИД РФ по иранскому вопросу, озвученное вечером во вторник. Официальный представитель министерства призвал Иран "безотлагательно прекратить начатые работы по конверсии урана".

Помимо политических соображений, у России есть и технические возможности затягивать запуск АЭС в Бушере - причем так, так, чтобы не вызвать обиды у заказчика. Строительство станции ведется не "с нуля". Российские партнеры Ирана достраивают то, что было заложено еще германским концерном" Сименс" до революции 1979-го. "Все понимают, что это уникальный проект, - говорит Ирина Есипова, представляющая "Атомстройэкспорт", генерального подрядчика проекта. - Что очень сложно найти конструкторские подходы к решению проблем, которые перед нами стоят. Еще в мире такого проекта не осуществлялось".

Признавая, что в контакте заложены форс-мажорные обстоятельства, которые снимали бы с компании ответственность за срыв работ, ее представитель отмечает, что "в настоящий момент нет факторов, которые могли бы нам помешать. Пока мы там работаем вовсю. Но кто знает, может там цунами случится, или землетрясение".

Силы природы своего слова пока не сказали. В отличие от политиков. Побывавший не так давно на стройплощадке председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин заявил, что у его ведомства есть много вопросов к строителям. Коллегия Счетной палаты включила в план работы на III квартал текущего года "проверку эффективности и своевременности выполнения обязательств российской стороной перед Исламской Республикой Иран по сооружению на ее территории атомной электростанции "Бушер".

Интересно, что, аргументируя свой интерес к проблеме, СП ссылается на претензии иранских строителей к своим российским партнерам. Забота об интересах иранцев - это идеальное прикрытие для операции по замедлению строительства АЭС.

"Атомстройэкспорт" пытаются использовать как фактор в нашей политической дискуссии. "Атомстройэкспорт" не совсем к этому готов", - говорит Ирина Есипова.

По словам г-жи Есиповой, "в соответствии с детальным временным графиком выполнение работ (на АЭС) намечено на конец 2006-го года". Это последний на сегодня "окончательный срок". Завершение строительства и физический пуск первой иранской АЭС переносилось уже несколько раз.

При участии Аллана Давыдова.

Иранская ядерная хроника

Сентябрь 2002 Начинается достройка заброшенной АЭС в Бушере

Декабрь 2002 Американское телевидение демонстрирует сделанные со спутника снимки секретных ядерных объектов в Арака и Натанзе. Ирану приходится согласиться открыть эти объекты для инспекторов МАГАТЭ

Сентябрь 2003 МАГАТЭ требует от Ирана незамедлительно предоставить доказательства того, что он не стремится разработать ядерное оружие

Ноябрь 2003 Иран приостанавливает работы по обогащению урана и разрешает инспекторам МАГАТЭ проводить проверки без предварительного уведомления; МАГАТЭ не может представить доказательства того, что Иран продолжает запрещенные программы

Июнь 2004 МАГАТЭ заявляет, что Иран отказывается предоставить все документы о своих ядерных разработках

Ноябрь 2004 Иран приостанавливает обогащение урана на время переговоров с ЕС

Август 2005 Иран отвергает предложения ЕС и возобновляет работы на заводе в Исфахане

XS
SM
MD
LG