Ссылки для упрощенного доступа

Объединение Республиканской партии и Партии солдатских матерей


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Кирилл Кобрин: В России уже некоторое время идет процесс объединения различного рода оппозиционных партий и общественных организаций. Сегодня об объединении заявила Республиканская партия и Единая Народная Партия солдатских матерей. Партийные лидеры - Владимир Рыжков и Валентина Мельникова официально закрепили первый союз двух демократических партий, появление которого журналисты и аналитики ждали уже два года, с тех пор, как правые провалились на выборах в Госдуму. Многие средства массовой информации считают, что после 1 января РПР, то есть Республиканская партия России может перестать существовать как политический субъект, и ее лидер, якобы, не скрывает, что объединение поможет собрать необходимую численность.

Максим Ярошевский: Объединение Республиканской партии и Единой Народной Партии солдатских матерей будет называться Республиканская партия России. Ее численность в совокупности достигнет 50 тысяч человек. В ближайшие полтора месяца Партия солдатских матерей вступит в политсовет Республиканской партии, сохранив при этом свою самостоятельность. Говорит председатель единой партии солдатских матерей Валентина Мельникова.

Валентина Мельникова: Объединение с близкими политическими силами, которые сейчас строят Республиканскую партию, нужно нам, поскольку очень сложно оказалось бороться, во-первых, с бюрократией, а во-вторых, сложно организовывать много людей. Конечно, за Солдатскими матерями готовы пойти наши родители, но все равно этих сил оказалось недостаточно. Поскольку у нас много было хорошего, полезного в прошлом, мы решили, что мы усиливаем республиканцев, а республиканцы усиливают нас. В регионах людей, в общем-то, восприняли нормально это, наши региональные отделения. Все равно сейчас в России необходимо объединение всех живых политических сил, потому что все то, что не может уже предложить ни людям, ни государству, оно только тянет нас назад, а здесь люди все новые, живые, вполне, как сейчас говорят, креативные. И я думаю, что наше взаимное обогащение послужит на пользу.

И вместе с республиканцами мы на самом деле нейтральная для демократов партия, с которой легче сотрудничать другим политическим силам такого, будем говорить, либерального спектра. Партия солдатских матерей будет существовать в виде фракции. Это вполне европейский опыт, мы очень хорошо знаем, как существуют фракции, например, в Германии у социал-демократов, в том числе женские есть фракции. Понимаете, сейчас объединение - это сложение идей и интеллектов. В общем, мы идем на равных, мы не входим ни как просители, ни республиканцы не обращаются к нам как к просителям. Мы все равны, и партийное строительство будет общее. Действия будут общие.

Максим Ярошевский: По мнению члена политсовета Республиканской партии России Владимира Рыжкова, предстоящие выборы для новой партии не приоритет. Но партия будет участвовать в выборах в Чечне, а также рассматривается участие в выборах в областную Думу в Тамбове, Твери и еще 4-5 регионах.

Владимир Рыжков: Дело в том, что мы уже полтора года говорим о том, что России нужна новая демократическая партия, причем объединенная. Мы исходим из того, что старые партии не смогут добиться успеха на следующих парламентских выборах без очень глубокой реформы внутренней, и мы предложили еще летом план объединения на своей всероссийской конференции. Мы его последовательно реализуем. Мы провели переговоры с целым рядом демократических партий, просто я не хочу их называть, потому что переговоры продолжаются. И первый шаг, который мы сделали вчера, это мы начали процесс объединения с Народной Партией солдатских матерей. Это одна из самых уважаемых в стране общественных организаций, у них, по их оценкам, порядка 20 тысяч членов Партии солдатских матерей практически по всей стране.

Это объединение абсолютно идеологически и ценностно оправданно, потому что в программе Республиканской партии, которую я представляю, одним из главных приоритетов является переход на профессиональную армию, сокращение армии, сокращение расходов на военные нужды, и все это абсолютно совпадает с программой солдатских матерей. Поэтому это совершенно естественное объединение двух демократических партий, усиливающее нас обеих, усиливающее и ценностно, и морально, и даже организационно. Потому что в целом ряде регионов, например, в Еврейской автономной области, в Хабаровском крае у Солдатских матерей очень многочисленный и сильный актив, а у Республиканской партии нет таких прочных позиций. Поэтому в этих регионах эта партия станет, собственно говоря, основой для объединенной партии.

Внутри Республиканской партии Солдатские матери сохранят самостоятельность, они будут действовать как крыло, как фракция. Они будут представлены и в федеральном политсовете, и в региональных политсоветах. Так что это первый в истории России, на мой взгляд, такой реальный процесс объединения, который позволяет появиться действительно новой демократической партии в стране, и мы будем дальше двигаться в этом же направлении.

Максим Ярошевский: А как вы относитесь к мнению нескольких средств массовой информации, которые предполагают, что без объединения с кем бы то ни было ваша партия не сможет пройти регистрацию?

Владимир Рыжков: Ну, всегда найдутся такие скептики и критиканы, которые всегда говорят: вот, они не могут, они объединяются, чтобы набрать численность. Но мы набрали численность и без Партии солдатских матерей, у нас на сегодня уже больше 50 тысяч членов. В Москве уже собранных и подтвержденных более 30 тысяч заявлений членов партии. Так что мы прошли бы регистрацию и набрали бы необходимую численность и без Солдатских матерей.

Максим Ярошевский: Чего ожидать от новых оппозиционных партий? На этот вопрос Радио Свобода ответил политический журналист, редактор отдела политики "Новой газеты" Сергей Мулин.

Сергей Мулин: Я считаю, что объединение Республиканской партии с Солдатскими матерями - это диагноз нашей политики, а именно - у нас возобладала, скажем так, советская модель в ее перестроечной формации. А именно, всякая политика оппозиционная возможна только в виде польской "Солидарности" конца 70-х, то есть по форме лояльная, но при этом антигосударственная по сути. Чего-то можно добиваться в рамках системы, сохраняя внешние все признаки лояльности, но при этом заставляя систему как-то отступать. Грубо говоря, есть лозунг, что наша армия не реформирована, что она нуждается в реформировании и что власть отказывается ее реформировать, и заставить ее это сделать может только массовое движение снизу. Можно провести еще параллель с началом 70-х годов в Америке, времен Вьетнамской войны, когда американцев сперва заставили уйти из Вьетнама, а потом заставили перейти армию на профессиональный принцип.

По большому счету, если брать чисто политологический анализ, это, конечно, объединение двух маргинальных сил. Но с учетом актуальности лозунга некоторый шанс на прорыв имеется.

XS
SM
MD
LG