Ссылки для упрощенного доступа

Болгария и Румыния не могут выполнить условия вступления в Евросоюз


Программу ведет Арслан Саидов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ефим Фиштейн.

Арслан Саидов: В самом конце октября Европейская комиссия опубликовала в Брюсселе заключение о состоянии переговорного процесса с Болгарией и Румынией. В заключении подчеркивается, что некоторые критерии, обуславливающие вступление этих стран в Европейский Союз, остаются невыполненными. Поэтому Брюссель не может гарантировать им соблюдение тех сроков вступления, о которых договаривались ранее. О реакции этих стран на такую позицию Европейской комиссии рассказывает мой коллега Ефим Фиштейн.

Ефим Фиштейн: По действующему графику принятие Болгарии и Румынии в состав Евросоюза должно было осуществить 1 января 2007 года. Судя по тексту нынешнего брюссельского доклада, чисто теоретически этот срок еще может быть соблюден, если кандидаты успеют в течение следующего года исправить все недостатки и наверстать упущения. Характер претензий, однако, таков, что вряд ли краткосрочные меры могут их удовлетворить. Для двух соседних государств перспектива отсрочки вступления в Евросоюз выглядит унизительно. Они давно и упорно добиваются права, которое было признано за их более благополучными бывшими соратниками по социалистическому лагерю.

Как реагировали общественность и правительства этих стран на угрозу отсрочки их полноправного членства в ЕС? За ответом я обратился к экспертам. Я позвонил в Софию генеральному директору Государственного болгарского телевидения Асену Гешакову и спросил его – мыслимо ли, что в течение следующего года Болгарии удастся справиться с таким трудноискоренимым явлением, как коррупция? Асен Гешаков ответил

Асен Гешаков: Мне кажется, что коррупцию очень трудно измерить в каких-либо цифрах. Коррупция существует везде и в развитых странах, и в США, и в России, и в Болгарии. Но суть критики по отношению к коррупции состоит в том, что за все эти 16-17 лет переходного периода Болгарии от социализма к демократии, рыночной экономики не было ни одного осужденного бывшего политика, или бюрократа, или какого-либо деятеля. В этом и состоит суть этой критики. Я не знаю, как они измеряют коррупционный климат Болгарии. По этому поводу даже президент Пырванов обратился на днях с призывом к нашим политикам, к парламенту, чтобы снять иммунитет депутатский, а также снять иммунитет с судей и прокуроров. Конечно, это не новая идея, но осуществить ее будет очень трудно, потому что сама иституция иммунитета расписана в болгарской Конституции. Изменять Конституцию, как вы сами понимаете, очень трудно. Если это и будет сделано, то это будет сделано, может быть, после принятия Болгарии в Евросоюз, несмотря в какой срок то ли это будет 2007, или 2008 год.

Так что, по отношению к коррупции трудно будет что-либо сделать в силу того, что вся политическая элита в Болгарии каким-то образом связана с теневой экономикой: старые партии, которые существуют, и новые, которые появились. Об этом свидетельствует активность избирателей на последних парламентских выборах в Болгарии этим летом – чуть выше 30 процентов. А на данный момент сейчас в стране идут частичные выборы мэров городов, частично в Софии. Как раз в прошлую субботу к избирательным урнам вышло только 25 процентов избирателей. Это говорит об отношении нации к политикам. Это вотум недоверия. Никто не верит, что люди эти приходят с чистыми целями заниматься политикой, улучшать жизнь, тащить Болгарию в Евросоюз. Может быть, это убеждение, которое очень часто выражается в средствах массовой информации, также послужило как основание для критики в докладе Евросоюза.

Ефим Фиштейн: Если в Болгарии Европейская комиссия видит в качестве основной проблемы, препятствующей вхождению в Евросоюз, рост преступности, то от Румынии Брюссель ждет, главным образом, снижения уровня коррупции и реформы судопроизводства. Значит ли это, что с преступностью в Румынии все обстоит благополучно? Если – да, то чем это можно объяснить? Спросил я об этом журналиста Владимира Ведрашко, много лет проработавшего в Румынии.

Владимир Ведрашко: Эти две страны еще очень долго не будут готовы к вступлению в Евросоюз, на мой взгляд. Румыния все-таки слишком разнообразная, слишком большая страна. Если посмотреть на другие страны, недавно вступившие в Евросоюз, они ведь создали немало проблем. Так вот вступление такой страны как Румыния, огромной страны, тоже сулит немалые проблемы Европейскому Союзу.

Я не могу согласиться с тем, что в Румынии уровень преступности меньше, чем в Болгарии. Вообще, цифры – вещь лукавая, не будем к ним прибегать. Румыния пронизана преступностью. Я думаю, что точно также как и Болгария. Речь идет как правительство, как исполнительная власть, как судебные структуры проводят реорганизацию внутри собственных ведомств, как там налаживаются процессы подотчетности государственных служащих, прозрачности. Эти принципы сейчас чрезвычайно важны. Европейское сообщество настаивает на проведении административной реформы. Это очень важно для преодоления коррупции. Но кто же будет проводить эту реформу? Те же самые чиновники, которые вышли из старых министерств. Новое поколение только подрастает.

Эти две страны – Болгария и Румыния – очень сложные по всем своим характеристикам. И отрывочный взгляд, выхваченный из контекста проблемы коррупции, ничего не объясняет и ничего не дает для понимания перспектив вступления. Захочет Еврокомиссия, чтобы эти две страны вступили в 2007 году, эти две страны будут включены в Европейский Союз. Не захотят европейские страны, найдется немало поводов и предлогов для того, чтобы их не включать в Союз. Работы, повторяю, как в частности в Румынии по совершенствованию административной системы и борьбы с коррупцией на очень многие годы. За один год это явление, в частности, коррупция преодолена не будет.

Ефим Фиштейн: Ситуация складывается парадоксальная. В цейтноте оказываются не только кандидатские государства, но и сама брюссельская штаб-квартира Европейского Союза. Ведь рано или поздно ей придется однозначно определиться – принимать ли Болгарию и Румынию в члены отдельным эшелоном или в пакете с другими балканскими кандидатами, скажем, с Хорватией, которая по ряду показателей оказалась продвинутой в деле выполнения критериев Евросоюза. Это и составит интригу завтрашнего дня.

XS
SM
MD
LG