Ссылки для упрощенного доступа

Чечня перед парламентскими выборами


Андрей Бабицкий

27 ноября в Чечне пройдут выборы в республиканский парламент. Кремль утверждает, что после их проведения воссоздание полноценной системы власти в республике будет окончательно завершено. Но руководитель правозащитного аналитического центра "Демос" Татьяна Локшина уверена, что и в этот раз выборы будут проходить по раз и навсегда написанному сценарию, и их результаты, и сам факт проведения ровным счетом ничего не изменят в республике: «Парламентские выборы, назначенные в Чеченской республике на 27 ноября этого года, Кремль – их основной организатор - определяет как последнюю веху политического процесса в Чечне, завершающий этап этого процесса. Что могут изменить эти выборы? Изменить они не могут ничего, потому что, как и все предыдущие этапы так называемого политического процесса, к реальному политическому урегулированию в республике не имеют никакого отношения. Для меня в Чечне это будут уже пятые выборы, начиная с референдума марта 2003 года и включая общефедеральные парламентские выборы, в которых Чеченская республика впервые за много лет участвовала. Всякий раз я наблюдала одну и ту же картину: более-менее пустые улицы, отсутствие реальной избирательной активности, и при этом по официальным данным достаточно высокая явка - очевидная фальсификация».

Российский политолог Шамиль Бено полагает, что по целому ряду параметров нынешние выборы будут отличаться от всех предыдущих. Может оказаться так, что в них примет участие значительное число избирателей, чего прежде не было. Бено отметил, что выборы пройдут по одномандатным и партийным округам и будет большое количество избираемых и потому хотя бы близкие и знакомые или симпатизирующие люди придут на выборы.

Интерес к нынешним выборам и внутри страны и, самое главное, вне России существенно выше, нежели к аналогичным мероприятиям, проводившимся в прошлом. Локшина объясняется это внимание участием в выборах демократических российских партий. Однако и СПС, и "Яблоко" на выборах играют по чужим правилам, а потому на ситуацию в целом никак не влияют: «В чем эти выборы отличаются от предыдущих, почему на них многие, в частности, западные эксперты, сейчас обращают пристальное внимание? В выборах участвуют демократические партии, участвует "Яблоко", участвует Союз правых сил. И многие этим обманываются. Кажется, если демократы сочли нужным пойти на эти выборы, наверное, они считают, что действительно таким образом можно что-то изменить. Я была в Грозном в самом конце сентября и говорила с представителями как демократических партий, так и других партий, которые выходят на парламентские выборы. Ничего внушающего энтузиазм выяснить, конечно, не удалось. О чем говорят демократические партии? "Яблоко" говорит в первую очередь о том, что в рамках своей парламентской программы они собираются восстанавливать человеческое достоинство. Как именно они собираются это делать, естественно, они объяснить не в состоянии. Кроме этого заниматься экологической проблематикой и социальным блоком. СПС же говорит о том, что они собираются озадачиться такой проблемой, как диффамация чеченцев по всей территории России, а далее опять же экология и социальный блок. Такие слова, как «борьба с безнаказанностью», «произвол силовиков», «неурегулированный вооруженный конфликт» демократы не употребляют. Они об этих вещах говорят между собой, они об этом говорят на внутренних собраниях, но на публику, для прессы ничего подобного сказать просто не решаются. В частных разговорах представители демократических партий в Чечне признаются, что говорить о таких вещах сугубо небезопасно, поэтому говорить ничего подобного они не будут, а потом как-нибудь, может быть, если у них будут хорошие результаты на выборах, наверное, попробуют.

Шамиль Бено не согласен с таким утверждением, напротив, участие различных партий, считает он, вновь возвращает чеченскому обществу утраченную способность вести внутреннюю дискуссию: «Региональные отделения российских партий, таких как СПС, Коммунистическая партия, Республиканская партия, мне кажется, начинают постепенно собирать людей, которые по тем или иным соображениям не могут взяться за оружие с одной или другой стороны, и постепенно люди учатся ведению дискуссии. Два-три года назад была абсолютная апатия».

Однако Татьяна Локшина никакой дискуссии не видит и в помине. Сколько-нибудь серьезный вызов властям, если бы какая-либо из политических сил на него осмелилась, мог бы вдохнуть подобие жизни в эти выборы. Но такого, считает она, не произойдет: «Если бы была хоть одна сила, которая была бы готова при нынешних обстоятельствах называть вещи своими именами, была бы готова говорить о необходимости реального урегулирования конфликта, о необходимости амнистии, - не кадыровской амнистии, а настоящей - о произволе, о безнаказанности в республике, то тогда бы на выборы следовало обратить действительно очень пристальное внимание. Хотя в любом случае выборы в условиях военного конфликта не являются легитимными. Но тогда во всем этом была бы возможна хоть какая-то осмысленность и, возможно, хоть какая-то надежда».

«Появятся новые люди, по крайней мере, есть социальный заказ на лидеров внутри чеченского общества», - делится своими оптимистическими предположениями Шамиль Бено. Места в парламенте давно распределены, не будет ни новых людей, ни, что самое главное, новых идей, поскольку высказывать их в высшей степени небезопасно, и ситуация с парламентом или без него способна меняться только к худшему, утверждает Татьяна Локшина: «Все уже знают, сколько кто получит в парламенте. Партия "Единая Россия" как минимум 80%. Что касается "Яблока", они надеются на 6%. СПС, Борис Надеждин здесь в Москве сообщил, что в Чечне они прекрасно договорились, и он может пообещать заранее, что у СПС будет 8%. Договорились с кем? Договорились, естественно, в Кремле. Вот, собственно, и все выборы».

Кто из двух политологов окажется прав, конечно же, покажут сами выборы. Но до сей поры все оптимистические прогнозы относительно любых плебисцитов в Чечне неизменно проваливались, а все наиболее мрачные сбывались со стопроцентной точностью.

XS
SM
MD
LG